Импульсивные покупки: что это такое и как избавиться от зависимости | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:21, 02 октября 2024

Общество

Грусть на душе и распродажи: как баловать себя импульсивными покупками и не разориться

Что такое импульсивные покупки и их причины

Импульсивные покупки приносят радость в моменте. Однако у них немало минусов: мы тратим больше денег, чем планировали, и приобретаем зачастую ненужные вещи. «Красный Север» расскажет, как снизить число импульсивных покупок, и стоит ли от них отказываться совсем.

Время для чтения ~ 7 минут


Что такое импульсивная покупка

Покупку товара или услуги, которая не была запланирована, можно назвать импульсивной, спонтанной, необдуманной. Решение о ней приходит под влиянием маркетинговых уловок или эмоций, доставляя в этот момент радость. Правда через какое-то время может настигнуть разочарование из-за ненужности приобретенной вещи или существенного удара по бюджету.

Импульсивные покупки — всегда быстрые, покупатель не сравнивает товар с аналогами, не ищет более выгодных условий. Чаще всего ими становятся предметы гардероба или бытовые вещи. Спонтанно купить автомобиль или квартиру мало у кого получится.

Импульсивные покупки совершают многие люди, чтобы порадовать себя чем-то новым и необычным, и это — нормально. Главное — найти баланс между получением от них удовольствия и осознанностью расходов.

Пример импульсивной покупки

Женщина пошла в магазин за зимними сапогами, а купила еще и туфли. Все — из-за акции в магазине, предлагающей при приобретении двух пар обуви 50-процентную скидку на второй товар в чеке. С одной стороны — приобретение выгодное, но с другой — покупательница потратила намного больше запланированной суммы. Туфли еще долго не понадобятся — лето прошло, а денег на оплату коммуналки теперь не хватает. Радость от покупки улетучилась, «дыра» в бюджете — осталась.

Почему мы делаем импульсивные покупки

Причины совершения импульсивных покупок делятся на маркетинговые (внешние) и психологические (внутренние).

Реклама, красивый дизайн, грамотное расположение товара, распродажи, скидки, бонусы — все это маркетинговые уловки, противостоять которым сложно. Эти внешние факторы провоцируют незапланированные траты и подталкивают совершить покупку именно сейчас, например, из-за ограниченного количества товара. В этот момент мы упускаем свои реальные потребности и желания, поддаваясь тому, что нам навязали. Но размышлять некогда — надо брать!

Различные акции, когда предлагают купить один товар, а на второй отхватить скидку, придуманы не просто так. Продавцы играют на желании клиента получить выгоду. В итоге покупатель приобретает зачастую ненужные вещи с уверенностью, что при этом экономит.

Кроме хитростей маркетологов, на вероятность спонтанных покупок влияет эмоциональное состояние. Шопинг для многих становится способом поднять настроение, заглушить тревогу, грусть, усталость, снять стресс, отвлечься от проблем. По сути, это покупка не товара, а чувств, которые он вызывает. Это может быть что-то совсем ненужное, но красивое, радующее глаз. В итоге закрепляется ассоциация покупок с положительными эмоциями. Важно, чтобы шопинг не стал единственным способом порадовать себя.

Маркетинг и эмоции — основные причины импульсивных покупок. Фото: Pressmaster / Shutterstock / Fotodom
Маркетинг и эмоции — основные причины импульсивных покупок. Фото: Pressmaster / Shutterstock / Fotodom

Как сократить импульсивные траты

Спонтанные покупки становятся проблемой, если в бюджете не остается средств на обязательные расходы, появляются долги (кредиты). В этом случае важно задуматься о причинах и мотивах, проанализировать свое поведение. Для осознания можно какое-то время вести учет не только импульсивных покупок, но и эмоционального состояния в момент их совершения. Это позволит увидеть, какую потребность вы замещаете шопингом, поработать над ее решением, а не «затыкать» каждый раз покупкой.

Чтобы сократить количество импульсивных трат, полезно перед посещением магазина составить список необходимых покупок. При наличии четкого плана вероятность необоснованных расходов снижается. Многие знают, что за продуктами лучше не ходить, будучи голодным — в таком случае риск набрать в корзину лишнего и не очень полезного увеличивается. Снижает способность критически мыслить и сильная усталость у покупателя.

Есть хитрости, которые помогут «обмануть» себя. Например, если захотелось купить вещь, которую не планировали, сначала спросите себя, действительно ли она нужна, и насколько это ударит по бюджету. Разумный вариант — отложить покупку до завтра. Вполне вероятно, что на следующий день вы передумаете. Это правило работает и при онлайн-покупках. Не торопитесь оформлять заказ, в большинстве случаев наличие времени на размышления позволит сократить расходы.

Если же вещь запала в душу, а приобрести ее пока не по карману, то накопите на нее, откладывая ежемесячно определенную сумму. В этом случае покупка будет осознанной.

Еще один вариант для тех, кто склонен к импульсивным покупкам, — посоветоваться с близкими. Позвоните родственникам или друзьям, которые помогут определиться. Услышать мнение со стороны иногда очень полезно, чтобы осознать разумность трат.

Если вы решили бороться со спонтанными покупками, то хвалите себя даже за маленькие успехи, например, когда проигнорировали заманчивую акцию. Еще лучше работает поощрение: удержался в течение месяца без импульсивных покупок — сделаю себе подарок.

Не бойтесь баловать себя

По словам психологов, нет ничего плохого в том, чтобы время от времени делать импульсивные покупки. Режим жесткой экономии многих может вогнать в депрессию. Если вы будете эмоционально чувствовать себя лучше, то периодически разрешайте себе спонтанные траты.

Важно при этом найти золотую середину: и баловать себя покупками, и не испытывать чувства вины, контролируя финансовую ситуацию. Например, планируя бюджет, можно выделять на покупки «для души» определенную сумму в месяц и смело радовать себя мелочами.


0

0

0

1

0

0



обновлено: 13:21, 02 октября 2024

Темы

покупки, Бюджет, Полезные советы