обновлено: 05:01, 10 августа 2022
Общество
«90 процентов жалоб в соцсетях — реальные нарушения». В прокуратуре ЯНАО рассказали, как реагируют на произвол
За первое полугодие прокуратура округа отреагировала на 170 публикаций в СМИ и социальных сетях. Реальные нарушения закона подтвердились при проверке 90% всех жалоб и новостей в СМИ. В прошлом году «тревожных публикаций» за аналогичный период было около 200. Что такое «тревожные публикации» и зачем надзорное ведомство отслеживает сообщения в СМИ и записи в социальных сетях, «Красному Северу» рассказала Дина Гехова, старший помощник прокурора ЯНАО по взаимодействию со СМИ и общественностью, правовому обеспечению.
Время для чтения ~ 9 минут
— Когда у прокуратуры появилась потребность в специалисте, который бы отслеживал публикации в СМИ и реагировал на них?
— Должность старшего помощника прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью появилась в 1992 году, когда стало очевидно, что из-за бездействия структур люди вынуждены идти в прессу. Публикации в социальных сетях стали активно отслеживать с 2017 года, именно там стали чаще писать о произволе.
К слову, если уйти совсем в историю, то прокуратура взаимодействует со СМИ с 1922 года. Но тогда было другое государство, поэтому прокуратура и СМИ выполняли другие функции.
— Если подтверждались девять из 10 сообщений, получается, что 10% всех публикаций — фейк?
— Нет, фейк — это намеренная ложь, временами со злым умыслом. В нашем случае люди не знают законодательство и думают, будто их права нарушили. Мы проводим проверку и выясняем, что силовые структуры или муниципалитет поступил по закону.
— Как вы находите людей, которые жалуются в социальных сетях анонимно, или героев сюжетов из публикаций СМИ, если у них изменены имена?
— Нам важен не человек, который жалуется, а сам факт нарушения законодательства. Мы проводим проверку, а по ее результатам принимаем решение. Если нарушения есть, то после нашего вмешательства и устранения нарушений мы публикуем новость-отчет на нашем сайте с заголовком «Обратная связь. Прокуратура провела проверку по публикации в СМИ».
— Получается, сегодня прокуратура может отреагировать не только после аудиенции на приеме у прокурора?
— Да, напомню, ямальцы могут обратиться к нам с заявлением о проведении проверки через «Госуслуги», сайт нашего ведомства, прийти на личный прием к прокурору, направить заявление по почте или, в нашем случае, — написать пост в социальных сетях. Не говоря уже о привлечении к своей проблеме внимания представителей СМИ. Отмечу, что сегодня очень много обратной связи через публикации в прессе и соцсетях. Если обращение от гражданина мы рассматриваем до 30 дней, то после «жареного» эксклюзива прокурор округа ставит подчиненным до семи дней из-за общественного резонанса.
— Есть известный стереотип: нет заявления — нет реакции от силовых структур и ведомств…
— Верно, поэтому была введена должность помощника прокурора по взаимодействию со СМИ. Мы выступаем инициатором прокурорского реагирования. Наши обязанности регламентируются приказами Генерального прокурора России и прокурора округа. Стараемся работать до того, как человек обратился к нам с жалобой.
При этом мы наделены правом инициировать проверку без заявителя, чтобы прокуратура как надзорное ведомство не ждала, пока гражданин обратится за помощью. Кроме того, в законе есть понятие об угрозе благополучию, жизни и здоровью группы лиц. В этой ситуации заявитель вообще не нужен.
— Можете объяснить на примере?
— Например, организация задолжала зарплату группе лиц. Или, допустим, зимой отключают отопление в многоквартирном доме. Во всех подобных ситуациях заявитель не нужен. Главное, чтобы мы оперативно узнали об этих нарушениях.
— Насколько оперативно получается реагировать на происшествия? Есть ведь выходные и праздники.
— Например, недавно был случай с дракой школьниц на стройке. Видеозапись появилась в социальных сетях в субботу. Само собой, она вызвала резонанс: дети, тем более девочки, жестоко дерутся. Точнее, одна школьница жестоко избивала другую. В тот же день мы передали информацию старшему помощнику прокурора округа, отвечающей за права несовершеннолетних.
— Получается, вы с журналистами часто одновременно узнаете о таких инцидентах?
— Да, журналист звонит нам за комментарием, а я уже знаю о происшествии или неприятной ситуации и могу как представитель надзорного ведомства на Ямале дать хотя бы предварительную оценку ситуации. К слову, в половине случаев журналисты берут публикацию после нашего отчета на сайте.
— Регулярно появляются новости и о нарушениях со стороны должностных лиц…
— Перед законом отвечают все. В этом году был случай в Салехарде, когда пенсионерка провалилась ногой в деревянный пол. В приемном отделении у нее диагностировали ушиб голени. Городской прокурор через суд обязал администрацию выплатить женщине компенсацию в 30 тысяч рублей. Кроме этого, регулярно обязываем муниципалитеты выплачивать пострадавшим детям компенсации за нападения беспризорных собак.
— На какие сферы северяне жалуются чаще всего?
— ЖКХ: уборка снега, вывоз мусора, качество воды, перерасчет. В СМИ написали, ссылаясь на гневный пост ямальца в соцсетях, что в Лабытнанги управляющая компания ни разу не убирала снег возле одного из домов. Мы провели проверку, и прокурор города обязал организацию ООО «Модерн», в управлении которой находился дом, устранить нарушения. УК должна выполнять обязательства, но, видимо, без жалоб жителей и вмешательства прокурора никто не шевелится. Также северяне жалуются на причиненный экологии вред.
— Какая ситуация вам особенно запомнилась?
— В мае девятилетний мальчик попал под грузовик. Повреждения были настолько тяжелыми, что малышу ампутировали ногу.
Маме мальчика разъяснили требования законодательства о компенсации вреда, причиненного ее сыну. Она обратилась с заявлением к прокурору округа о защите прав пострадавшего ребенка в судебном порядке, заявлен иск на один миллион рублей. Я выполнила свою работу, передала информацию прокурору. Но как человеку, как женщине мне было тяжело.
— Вы говорите, что мониторите социальные сети. Уточните, какие именно, чтобы читатели знали, где их жалобу точно заметят.
— Все популярные соцсети, за исключением тех, которые признали экстремискими: Instagram, Facebook, Twitter. Получается, остались: «Одноклассники», «ВКонтакте», «Живой Журнал», «Мой мир». Отслеживаем информацию по тематическим группам. Например, «ЗЛОЙ И ДОБРЫЙ НАДЫМЧАНИН», «Подслушано Салехард», «ЧС Ямал» и другие. Также отслеживаем группы в мессенджерах вроде Viber или Telegram.
— Пока вы курируете свое направление в одиночку. Планируется ли расширение штата? Создадут ли какое-нибудь управление по взаимодействию со СМИ и общественностью?
— Это обычная работа, еще хватает сил проводить профилактические мероприятия со школьниками и студентами. Конечно, если количество «тревожных публикаций» вырастет, то штат расширят, но я бы этого не хотела. Меньше жалоб в соцсетях и трагедий в прессе — значит, у людей всё хорошо.