обновлено: 10:59, 27 ноября 2023
Общество
История советского автопрома – в одном тюменском ангаре
Все экземпляры автомобильной коллекции Сергея Николаевича Распутина на ходу и до сих пор трудятся на парадах Победы, на городских праздниках и ретропоказах. Пацаны, молодёжь и мужики в годах от этих машин без ума. Так, несмотря на преклонный возраст, техника живёт полноценной жизнью, ведь задача настоящего коллекционера не скопить, а сохранить.
Время для чтения ~ 6 минут
«Автомобили — вся моя жизнь»
– Мало кто сегодня может похвастаться таким экземпляром в своей коллекции, — с гордостью гладит железо зелёного монстра Сергей Николаевич.
Перед его рабочим офисом стоит любимый «МАЗ-537-Ракетовоз», а для северян — покоритель зимников и болот «Ураган».
– В детстве я мечтал стать шофёром, как отец, но он сказал: «Учись, а сесть за руль всегда успеешь», — признаётся Сергей Распутин.
По совету отца он поступил в Курганский машиностроительный институт на специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство», после которого по распределению попал в Управление автомобильного транспорта Главтюменьгеологии. Начал с начальника автоколонны, а закончил заместителем генерального директора, пройдя все северные трассы от Красноселькупа до Надыма и Лабытнанги.
Установлен перед офисом на высоком постаменте ещё один экземпляр — внедорожник «УАЗ-Патриот», подаренный хозяином Фёдору Конюхову для экспедиции по Шёлковому пути. А тот, преодолев древнюю импортно-экспортную магистраль, вернул машину в коллекцию дарителя. И, кстати, Сергей Николаевич не просто дружит со знаменитым путешественником — он входит в попечительский совет Премии имени Фёдора Конюхова.
Эти овеществлённые мечты советского автолюбителя тоже стоят под крышей ангара стройными рядками: «совсем как у Штирлица» «Москвич-400», поновее — 402-й и один из последних — 412-й. Тут же «Волги» — «блатная» 21-я и «обкомовская» «ГАЗ-3102», по легенде, «слизанная» с «Мерседеса». И, конечно, непременный атрибут автомобильной ретроколлекции М-20 «Победа» — шедевр советского автопрома!
Это не единственный наш современник в коллекции Распутина. Есть здесь небольшой фермерский трактор фирмы Ferrari с двигателем Lamborghini. Оказывается, этот симбиоз двух суперавто — вполне серийный труженик итальянских полей был когда-то подарен тюменскому фермеру. А когда испахался на сибирских просторах, ушёл на заслуженный отдых в ретроангар.
Другой заморец — американская пожарная машина Imperial, пришедшая с родины в Тюмень своим ходом. Она и здесь уже успела потрудиться, катая по улицам областного центра российского Деда Мороза. Это так гламурно — пурпурная шуба на фоне красно-хромированного великана!
Но не они являются гвоздём собрания, а уникальные экземпляры советского автопрома. Например, первый советский грузопассажирский «ГАЗ-4» начала тридцатых годов или великая полуторка «ГАЗ-АА» 1938 года выпуска, на долю которой выпали тяжелейшие бои Великой Отечественной, хрупкие льды блокадной Дороги жизни, Берлин и целина. А рядом король городских маршрутов 1960-х годов — «ПАЗ-651», снявшийся в фильме «Дождь».
Грузовики — основа и смысл коллекции
– Я всю жизнь занимаюсь грузовыми автомобилями, поэтому они все для меня родные и близкие, — объясняет своё пристрастие Сергей Николаевич. — Первым экземпляром в коллекции стала полуторка. Но самая ценная для меня — «ЗИС-5». Она выкуплена у предприятия, где всю жизнь проработал водителем лесовоза мой отец, в том числе и на таком «ЗИСе». Отец усаживал меня четырёхлетнего на колени и давал рулить. Потому эта машина для меня память и о давно ушедшем родителе, и о детстве.
СМЗ С-3Д, в народе — «инвалидка». В 1970-м она пришла на смену той самой, на которой раскатывали Бывалый, Трус и Балбес в кино. Эта невзрачная мотоколяска создавалась специально для инвалидов войны и тысячам из них облегчила жизнь. Старшее поколение помнит, как шустро тарахтели они между «Москвичами» и «Победами».
Ездил Распутин со своим отцом по лесным делянам и на «ЗИС-150», и на «ЗИС-151», которые тоже стоят на почётных местах. А во дворе в силу своего пока не преклонного возраста проветриваются ещё два многотонных ветерана советских грузоперевозок — отпрыск грузинского автопрома (ведь был такой!) «Колхида-4540» и опытный «Урал-4322» с кабиной наполовину от «КамАЗа» и двигателем «Магирус». Этот симбиоз появился на дорогах перед самым развалом Советского Союза в очень небольших количествах. Один экземпляр даже сделали усиленным для участия в ралли Париж — Дакар 1991 года, но не сложилось. Теперь их можно увидеть только в коллекциях.
Как и трактор «ХТЗ-7» 50-х годов XX века, подарок старого работника родному предприятию, и тружеников «ГАЗ-63» и «ЗиЛ-164». В другом ряду боевые машины: генеральский «ГАЗ-61» и пехотинец «ГАЗ-67Б», бок о бок прошедшие фронтовые дороги от Бреста до Москвы и обратно в Берлин. А рядом их достойный потомок — «прадик» великих комсомольских строек и колхозных полей «козлик» — «ГАЗ-69».
Текст: Иван Бычков
Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2023 г.