Из Омска до Нового Порта – на шлюпках. Беспрецедентный для 1935 года поход длиной 3300 километров длился 42 дня | «Красный Север»
0°C

Общество

Из Омска до Нового Порта – на шлюпках. Беспрецедентный для 1935 года поход длиной 3300 километров длился 42 дня

Об этом походе говорили — беспрецедентный, а его участников называли героями. Более трёх тысяч километров на шлюпках по Иртышу, Оби и Обской губе преодолела группа омичей, чтобы добраться до одного из отдалённых ямальских поселений — Нового Порта. Случилось событие летом 1935 года.

Время для чтения ~ 11 минут


Шлюпочный поход Омск — Новый Порт организовал областной совет физкультуры по инициативе редакции газеты «Молодой большевик», большое путешествие посвятили 15-летию сибирского комсомола. Его участники должны были «проверить в системе рек Оби и Иртыша, Обской губы и побережья Северного моря возможность применения водного спорта, как средства передвижения на судах малого водоизмещения, изучить и уточнить последние изменения, произошедшие в течении и руслах рек, провести сверку лоцманских карт». А также «изучить быт, нравы и обычаи народностей, населяющих Крайний Север, провести массово-политическую работу в колхозах, охотничьих и рыбацких артелях, организовать на местах отдыха красные уголки, избы-читальни, коллективы физкультуры, Осовиахима, безбожников, сдачу норм на значок ГТО», и многое другое. Маршрут проходил мимо Тары, Тобольска, Самарово, Ханты-Мансийска, Берёзово, Салехарда. Стоит пояснить выбор направления: в то время Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа были частью Омской области.

Не пугают ни волны, ни ветер

Подготовка к походу началась в марте. Участников отбирали строго. Одним из главных условий было наличие значка ГТО, то есть в первую очередь обращали внимание на физическое здоровье, ведь путь предстоял неблизкий и нелёгкий. Из 300 заявлений, поступивших в редакцию газеты, отобрали 32. Это были рабочие Омской ТЭЦ, студенты Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы, Омского ветеринарного института и водного техникума, врачи, зоотехники, пожарный, гармонист и работница хлебозавода. К слову, Вера Крылова была единственной девушкой в отряде. Позже, во время стоянки в Салехарде, она рассказывала корреспонденту газеты «Няръяна Нгэрм» («Красный Север»), что ребята относятся к ней очень внимательно, помогают осваивать управление шлюпкой под парусами и в быту.

«Наш путь идёт при исключительно трудных условиях. Суровые воды Оби и Иртыша требуют от нас ещё большей настороженности, дисциплины и быстрой ориентировки. Всеми этими качествами мы обладаем и к сроку прибудем в Новый Порт», — писали путешественники. Фото: предоставлено МВК им. И.С. Шемановского
«Наш путь идёт при исключительно трудных условиях. Суровые воды Оби и Иртыша требуют от нас ещё большей настороженности, дисциплины и быстрой ориентировки. Всеми этими качествами мы обладаем и к сроку прибудем в Новый Порт», — писали путешественники. Фото: предоставлено МВК им. И.С. Шемановского

В путь отправились 12 июня на четырёх шлюпках. Стартовали от берега реки Оми под бодрый «Марш весёлых ребят» Дунаевского и Лебедева-Кумача. Как проходит поход, омичи узнавали из номеров «Молодого большевика» — в отряде был специальный корреспондент газеты Иннокентий Кудинов, который регулярно отправлял в редакцию телеграммы с описанием происходящего:

«Итак, мы в Тобольске! Пройдено Иртышом 1200 километров! Это первая значительная дата нашего большого перехода в Заполярье. Этот путь мы прошли при исключительно трудных условиях. Мало было хороших попутных ветров. Шли больше на вёслах. Но нас не держали ни шквалы, ни бушующие волны, ни проливные дожди. Шли днём, шли и ночью. Не было ни единой аварии и поломки шлюпок, не было ни одного заболевания и среди участников похода… На каждой остановке, будь это районное село, колхозная деревня или пионерский лагерь, мы проводили большую массово-политическую работу, оказывали медицинскую, ветеринарно-зоотехническую помощь».

Стенгазета на коленке: «Сегодня в номере»

В шлюпках выпускали свои, стенные, газеты. В них отчитывались в проведённой работе, подводили итоги спортивных соревнований между командами, делились впечатлениями. Вот как участники описывали день, когда прощались с Иртышом и встречали Обь:

«При встрече с Иртышом как-то таинственно, но задушевно ласкалась Обь. Иртыш нежно улыбался ей. Обь сильна и горделива своим стройным смугловатым крепким телом. Иртыш, вертлявый по натуре, тоже горд, упрям и неуступчив. Они с детства живут недружелюбно, спорят, кто сильнее, многоводнее и чьё тело красивее. Иртыш далеко ещё до встречи собирает свои силы, пенясь, подходит к ней. Воды его отменны своей белизной и мутью, прибиваются к левому берегу и исходят на нет. Иртыша больше нет. Наши шлюпки в Оби. Зря Иртыш улыбался. Сейчас Обь ласкает нас, и мы ей кричим троекратное ура!»

Иллюстрациями к заметкам служили рисунки и дружеские шаржи. По ним можно узнать, с чем пришлось столкнуться путешественникам в дороге: «Паразиты!!! Кулацкие подпевалы!!! Лодыри!!! Всё равно уничтожим. Комары: Пи-и-и-и... (перевод на русский язык) Не догонишь — улетим. Бывает и такая борьба с комарами».

На страницах стенгазет также пропесочивали тех, кто нарушает дисциплину и не соблюдает гигиену: «Содержание в чистоте рук, лица и одежды — первейшая обязанность каждого из нас. Вот Вера Крылова не умывается уже 6 день. Лицо, руки и шея у неё походят на голенище у сапога. Садится обедать — руки не моет. Неопрятна и в одежде. Пуговицы не пришиты и скалываются булавками. Последовали за ней Солодун, Жмаев, Шушунов», «…т. Козырев на днях вступил в пререкание с командиром, спал на вахте. Не лучше дело и с порядком в шлюпке. Вещи были разбросаны, а наш боцман т. Федотов, видя это, мер никаких не принимал».

Вернёмся жить и работать

17 июля отряд прибыл в Салехард, оставив позади 2800 километров. Гостей встречали представители городских предприятий и организаций, пионеры, комсомольцы. На отдых и подготовку отвели сутки — впереди был заключительный, самый трудный переход. 18 июля в 14:00 стартовали из Салехарда. До Нового Порта шли в сложных условиях: волны, холодный шквалистый ветер. Шлюпки то и дело выбрасывало на берег. Шли тихим ходом, чтобы не наскочить на подводные камни. В 12 часов ночи 24 июля участники шлюпочного похода имени 15-летия сибирского комсомола хором приветствовали финиш: «Да здравствует Новый Порт!». «Пройденный путь — это не простая прогулка на лодках, а упорная напряжённая борьба со стихией. Сила воли, хорошее овладение техникой парусного дела в морских условиях дало возможность достичь своей цели… Этот путь был, есть и будет самый радостный, счастливый и интересный в нашей молодой жизни», — делились они впечатлениями.

На каждой остановке участники похода разъясняли населению цели и задачи постановлений партии и правительства, говорили о необходимости досрочной уборочной кампании, выполнения и перевыполнения лова рыбы и заготовок пушнины. Фото: из фондов МВК имени И.С. Шемановского
На каждой остановке участники похода разъясняли населению цели и задачи постановлений партии и правительства, говорили о необходимости досрочной уборочной кампании, выполнения и перевыполнения лова рыбы и заготовок пушнины. Фото: из фондов МВК имени И.С. Шемановского

За 42 дня было пройдено 3300 километров, из них 300 километров в условиях морского плавания. Волны, нередко доходившие до трёх метров, усложняли поставленную задачу. Но молодые люди стремились оправдать «доверие партии и комсомола».

Суровый край настолько покорил омичей, что 13 из них пожелали вернуться.

«По окончании института поеду на север, чтобы больше внедрять здесь культуру в среду ненецкого кочевого населения и осваивать все неисчерпаемые богатства севера», «Я — студент Омского зооветинститута, оленеводческого отделения, в нынешнем году заканчиваю институт и еду работать на север. Советскому северу нужны кадры. И вот мы, советские специалисты, эту задачу должны выполнить».

Задание комсомола выполнено

Отчёт о походе и имена участников были занесены в Омскую областную Книгу почёта имени X съезда ВЛКСМ. В завершении отчёта говорилось:

«Запугивания, что участники похода не дойдут, утонут в Обской губе, разбиты вдребезги, шлюпочники доказали возможность прохождения на шлюпках в условиях не только Иртыша и Оби, но и в условиях Обской губы. Они шли не ради рекорда, не для личного удовольствия. Они шли, чтобы закалить свою волю и мужество, чтобы показать, как советская молодежь умеет побеждать, преодолевая трудности. И они победили!»

Шестого августа на страницах объединённого выпуска газет «Молодой большевик» и «Няръяна Нгэрм» вышла статья под заголовком «Задание Омского комсомола выполнено». В ней командир похода Симонов и комиссар Ковалёв подвели итоги путешествия. Они рапортовали, что к финишу пришли досрочно на десять дней, что все получили «богатейшую закалку — в развитии мускулатуры, укреплении здоровья, изучения парусного и гребного дела». Немалая работа была проделана «среди прибрежного населения»: с людьми говорили о необходимости досрочной уборочной кампании, выполнения и перевыполнения лова рыбы и заготовок «мягкого золота» — пушнины. Занимались участники и научной деятельностью: по Иртышу выявлены залежи торфа и угля, обследованы выходы известкового туфа. Изучение Ангальского мыса вблизи Салехарда показало наличие нефти. В районе Аксарки собраны образцы поделочных камней.

«Няръяна Нгэрм» 18 июля 1935 года рассказала о начале похода. Фото: из фондов МВК имени И.С. Шемановского
«Няръяна Нгэрм» 18 июля 1935 года рассказала о начале похода. Фото: из фондов МВК имени И.С. Шемановского

Поход доказал, что для перевозки грузов и установления связи в суровых условиях Севера можно применить в качестве одного из наиболее доступных транспортных средств суда малого водоизмещения — парусные шлюпки.

В родной Омск участники большого путешествия вернулись на теплоходе «Магнитострой», который сопровождал их весь поход. 16 августа смельчаков вышел встречать весь город.


Текст: Ирина Китаева

Журнал «Ямальский меридиан», №7, 2022 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала