Крепость на колесах. Владелец вездехода «Русак» рассказал о своем восьмиколесном друге | «Красный Север»
0°C

Общество

Крепость на колесах. Владелец вездехода «Русак» рассказал о своем восьмиколесном друге

Мощный, брутальный, но при этом весьма покладистый, — этот автомобиль не раз приходил на выручку людям. О своём друге-гиганте –большом вездеходе «Русак» — рассказал его владелец Андрей Анищенко.

Время для чтения ~ 9 минут


Застрять в непроходимых снегах где-то на краю света, в пургу, оставшись без связи — для любого человека это, считай, угодить в передрягу. Однако водителя вездехода Андрея Анищенко подобная ситуация не пугает. Он точно знает, как выбраться самому и как помочь другим, попавшим в беду. Его восьмиметровая махина массой шесть тонн, по сути, дом на колёсах: в нём тепло, даже когда за окном минус 55 градусов, сиденья внутри раскладываются в огромную кровать — если уж застала пурга в дороге, в такой машине точно не пропадёшь.

Когда не долететь и не доплыть

Андрей развозит на вездеходе запчасти от снегоходов (гусянки, масло, ремни и т.д.) по торговым точкам, расположенным даже в самых дальних уголках Ямала, а также доставляет людям крупные грузы — лодки, бани, и что-то помельче, что можно погрузить в салон или на крышу. У тундровиков снегоходы востребованы, на них — и до магазина, и по делам.

Андрей Анищенко и его друг-гигант. Фото: Равиль Сафарбеков
Андрей Анищенко и его друг-гигант. Фото: Равиль Сафарбеков

Я и сам раньше передвигался на снегоходе. А в 2016 году, когда пересел на вездеход, понял — классно! Тепло, ветра нет, и ты как в крепости на колёсах.

Андрей Анищенко


владелец вездехода

Впрочем, одними только грузоперевозками дело не ограничивается. Из отдалённых посёлков добраться до города можно разве что на вертолёте, который летает раз в неделю и не во всякую погоду, либо вплавь — летом. Кому-то нужно съездить паспорт получить, кому-то в больницу, кому-то к родственникам. Вот тут-то и выручает вездеход.

Однажды возил известного блогера Александра Лапсакова, который снимал фильм о вездеходах и о жизни северян. Дорога заняла несколько дней. Во время таких поездок Андрей и сам погрузился в неповторимый колорит ямальского быта и местных обычаев.

Этой весной брал с собой в Яр-Сале жителей разных отдалённых посёлков. Все они мечтали побывать на Дне оленевода и повидаться с родными, а вот добраться своими силами туда и обратно было проблематично.

На крышу вездехода можно положить тонну груза. Фото из архива Андрея Анищенко
На крышу вездехода можно положить тонну груза. Фото из архива Андрея Анищенко

Когда праздник закончился, на крышу вездехода погрузили почти тонну вещей, которые пассажиры взяли с собой. А ещё сварили специальные сани-прицеп для джипа — его нужно было доставить из Яр-Сале в посёлок Новый Порт, а также забрать и высадить людей в Мысе Каменном и Сёяхе — самом северном посёлке.

Путь неблизкий — несколько сотен километров. За день вездеход в среднем преодолевает километров по двести. Солярка ему нужна арктическая. Три бака на 480 литров и несколько канистр в запасе — можно отправляться со спокойной душой. Дорог как таковых нет — едешь по тундре, как по снежной пустыне, где ямы, где обрыв, где вода... Съехал чуть в сторону — провалился.

На Ямале может увязнуть даже могучий вездеход. Фото из архива Андрея Анищенко
На Ямале может увязнуть даже могучий вездеход. Фото из архива Андрея Анищенко

Если путь накатанный, зимник ровный и тракторы почистили снег, вездеход идёт со скоростью 40-50 километров в час, расходуя примерно 25-30 литров. А вот когда условия тяжёлые, расход топлива может достигать и 100 литров на сотню километров.

Конечно, случаются и поломки. Так, однажды возле кладбища у Андрея перегорели три предохранителя. Ехавшие с ним пассажиры отметили: это случилось из-за того, что они забыли, собираясь в дорогу, духов задобрить. Налили духам чаю, поломку устранили — можно снова в путь. И на этом пути Андрею то и дело приходится кого-то вытаскивать, кто увяз в снегах.

Духов и деревянных идолов нужно задобрить перед дорогой. Фото из архива Андрея Анищенко
Духов и деревянных идолов нужно задобрить перед дорогой. Фото из архива Андрея Анищенко

На Севере погода переменчива, бывает видимость — сплошное молоко. Тогда пургу, как утверждают водители вездеходов, лучше переждать. Иначе можно сбиться с дороги, потеряться и застрять в тундре. Так, в апреле из-за сильной пурги Андрею вместе с пассажирами пришлось пережидать несколько часов. На вертолёте эта дорога заняла бы четыре часа, на вездеходе — 27. Но никто из его спутников не жалел, что выбрал такой способ добраться до дома.

Пройти все испытания

Что брать с собой в такую сложную дорогу? В этом вопросе у водителя вездехода, как у дальнобойщиков, есть правила: планируешь быть в пути неделю — бери с собой еды на две. А ещё — обязательно сменное бельё для себя и для товарища, на случай, если попадёте в наледь и промокнете. Спутниковая связь — чтобы можно было сообщить о проблеме и своём местонахождении и, конечно, поддерживать общение с близкими. Однажды, в 2017 году, Андрей попадал в передрягу: отвалилось колесо. Зима, ночь, позади 60 км пути, впереди — 150. Связи нет. Хорошо, что встретил рыбаков, те помогли. С тех пор он обязательно берёт с собой в рейс спутниковый телефон.

Андрею в дорогу супруга всегда снаряжает вкусные обеды — сытные блинчики, термос с чаем. А он в долгом пути обязательно сообщает ей, где находится и как с погодой, чтобы не переживала.

Чего только не повидал Андрей на своём пути в дальних поездках: и старый маяк из вертолётных лопастей, и заброшенную базу геологоразведки, и гору Динозавров, и Нефритовое ущелье.

Куда только не забирался Андрей на своем вездеходе. Фото из архива Андрея Анищенко
Куда только не забирался Андрей на своем вездеходе. Фото из архива Андрея Анищенко

Каждая поездка — уникальна, за городом они все непростые. Никогда не знаешь, что ждёт тебя в пути. Да, вездеход — транспорт комфортный, вместительный, лучший для Севера, но всё зависит не от машины, а от водителя.

Андрей Анищенко


владелец вездехода

Управлять вездеходом «Русак», кажется, несложно: в кабине — привычная коробка передач на пять скоростей, руль, панель почти как в «Газели». Да и сама машина вполне податлива. Но, как шутят вездеходчики, поехать может каждый — не каждый сможет вернуться. Порой случается и такое, когда кто-то вообще вверх колёсами лежит. Выручат лебёдка, лопата, якорь, иной раз подручные средства — какие-нибудь палки и, конечно, смекалка.


Чтобы управлять вездеходом, обычные водительские права не подойдут. Нужны права машиниста-тракториста категорий АI или АII — для обычного, и АIII или АIV — для большого вездехода.


От опыта и мастерства водителя зависит слишком многое. Так, к примеру, порой на гружёном вездеходе надо приспустить шины, чтобы они не прорезались, и машина шла мягче.

Независимая подвеска — бесспорный плюс вездехода. То есть, когда одно колесо оказалось над ямой или кочкой, за счёт остальных движение продолжается, и, находясь внутри, этого почти не ощущаешь: большие колёса словно «проглатывают» все неровности.

В салоне «Русака». Фото из архива Андрея Анищенко
В салоне «Русака». Фото из архива Андрея Анищенко

Вездеход — настоящий трудяга, впрочем, как и его хозяин. И их ждут в самых разных уголках Ямала. Возможно, в будущем Андрей запустит для своих земляков такую брутальную «маршрутку» — чтобы люди точно знали, когда, куда и на чём они смогут добраться. А ещё планирует создать на Ямале сеть глэмпинг-отелей, чтобы как можно больше людей могли повидать красоты Полярного Урала, проживая в комфортных условиях. И здесь без помощи вездехода, скорее всего, тоже не обойдётся.


Текст: Алла Маковеева

Журнал «Ямальский меридиан», №7


11

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан»