обновлено: 17:55, 22 декабря 2022
Общество
Культ медведя, магические обереги и кочевая жизнь: кто такие ороки
Как и многие другие народы Севера, ороки жили в чумах и разводили оленей, но при этом почитали «хозяина тайги» подобно сибирским племенам. Неудивительно, ведь жили они на Сахалине — острове, часть которого занимает тундра, а остальное — тайга.
Время для чтения ~ 6 минут
У этого небольшого народа много названий: ульки, ульчи, тозунги, орочи. Но официально его принято называть ороки или ульта. Письменности у ороков никогда не было, а во время переписи населения 2010 года выяснилось, что родным языком владеют лишь 10 человек из 295.
Самоназвание народа в переводе на русский язык означает «олень». Исторически ороки делятся на две группы: доронени, «люди, живущие на Севере», и суннени, «люди, живущие ближе к солнцу». Первые населяли территорию северного Сахалина, вторые ― его южную часть. По разным подсчетам, во всем мире проживают от 400 до 1300 ороков.
По своей культуре и традициям они близки к народам Приамурья, в то же время традиционно ороки разводили оленей, что связывает их с северными этносами. У каждой семьи в хозяйстве было не больше 20 оленей. Если численность стада доходила до сотни животных, его владельцы считались очень богатыми людьми.
Самым зажиточным был род Нучи Баяуса. В XX веке он владел стадом из почти 300 оленей. В 1932 году оно стало основой хозяйства колхоза «Вал», куда перешли почти все олени северного Сахалина. Количество особей росло, и колхоз процветал, однако не пережил постсоветского периода и распался, а ороки вернулись к семейному способу разведения оленей.
Традиционно ороки вели кочевой образ жизни. Летом они жили поближе к морю. Здесь ловили рыбу, охотились на морских животных и заготавливали ягоды и травы на зиму. Осенью народ перебирался в лес. Всю зиму они охотились на пушных зверей. В зависимости от времени года использовались два типа жилища. Летом это был большой двускатный шалаш «каура», который изготавливали из хвойных деревьев.
Строился он так: ороки устанавливали две бревенчатые треноги, сверху между ними укладывали горизонтальную перекладину, на нее прикрепляли остальные жерди, образующие каркас жилища. Стены такого дома покрывали корой хвойных деревьев. А рядом с ним устраивали хозяйственные постройки, в том числе и амбары на сваях.
Зимовали ороки в конических чумах под названием «аундау». Их покрывали рыбьей кожей или корой дерева. Также зимним жилищем коренных сахалинцев были четырехугольные каркасные дома с двускатной крышей.
Как и многие другие народы, проживающие на территории России, ороки приняли православие, однако наряду с ним сохранилась и традиционная вера в духов природы: воды, огня, земли, неба и тайги. Среди зверей особенно почитался медведь. Когда его убивали и приносили добычу в стойбище, животному устраивали «торжественную встречу». Вокруг туши расставляли различные угощения, желая так поблагодарить и задобрить дух медведя. А если во время охоты случалось поймать медвежонка, его помещали в клетку из сруба, где выращивали до двух лет.
Подросшего медведя убивали на мясо. В честь этого события устраивался праздник, который продолжался несколько дней, а кости убитого животного обязательно хоронили.
Шкуру медведя использовали при изготовлении деревянных идолов и амулетов. Чтобы помочь болеющему ребенку выздороветь, на шею ему надевали амулет из замши, который заранее наговаривали над огнем. Считалось, что такой магический оберег поможет справиться с любым недугом.
Ороки никогда не жили в изоляции. Они контактировали с другими народами. Самые тесные контакты были с нивхами ― этносы объединяли экономические связи, нередко между их представителями заключались браки.
Точная численность ороков неизвестна. Возможно, среди них уже не осталось тех, кто использует родной язык для бытового общения. Самобытную культуру ороков пока удается сохранять благодаря интересу ученых и богатому фольклорному наследию.