обновлено: 07:06, 07 июля 2023
Общество
Мистические места в тундре Ямала: где напитаться энергией, а куда лучше не ходить
Этнограф Леонид Лар рассказал о мистических местах Ямала
На Ямале есть места, в которых происходит необъяснимое, мистическое. Почему загадочные силы их охраняют — «отводят глаза» пытающимся к ним добраться чужакам, не дают сделать фотографию или снять видео? Откуда там необычная энергетика и на что она способна?
Время для чтения ~ 19 минут
О появлении священных для кочевых северных народов мест рассказывают легенды, передаваемые с давних времен из поколения в поколение. Эти истории отражают культуру и традиции коренных ямальцев, их веру в духов и мощь шаманов.
Топ-7 мистических мест Ямала
1. Загадочный туман оберегает ритуальное место
Известный ненецкий этнограф, историк, художник, педагог Леонид Алексеевич Лар много ездил по Ямалу в 90-е и в начале 2000-х годов. Путешествовал в основном летом и осенью: вел дневники, делал зарисовки, изучая священные места предков. Одно из них, расположенное в трех—четырех километрах от села Сеяха Ямальского района, он посетить так и не смог несмотря на большое желание. В то время на этом древнем священном месте проводили ритуалы. Может быть, традиция сохранилась до сих пор.
Это место я видел в бинокль, там была большая гора жертвенных оленьих рогов. Долго пытался уговорить местных, чтобы сопровождали меня, но все отказались. Тогда я попытался дойти туда самостоятельно. День был солнечный. Когда подошел поближе, священное место начал окутывать густой туман, оно исчезло. Я начал слышать странные звуки, похожие на вой животных, потом поднялся сильный ветер. Попробовал подойти с другой стороны — снова все четко увидел. Обрадовался, уже планировал сделать зарисовки и фото, но снова опустился туман. Я безуспешно ходил кругами целый час, а потом решил отказаться от этой идеи.
Леонид Лар
этнограф, художник
Вернувшись в поселок, Леонид Лар спросил у старика, который не согласился его сопровождать, почему не получилось подойти. Он ответил, что, видимо, не пустил хозяин этого места. Оказывается, ездить к нему можно только зимой, есть особые дни для проведения обрядов. В легенде говорится, что здесь жил оленевод, на чум и имущество которого летом налетела буря. Погода успокоилась только после того, как он провел обряд жертвоприношения. С тех пор эта территория считается его личным священным местом.
2. Непринятая жертва на родовом священном месте
В практике Леонида Лара было еще несколько необычных случаев. Один из них связан со священным местом рода Ядне. Находится оно в тундре, на севере Тазовского района, вдалеке от населенных пунктов. По легенде, в давние времена по этой территории проходила кочевая семья. Неожиданно земля раздвинулась, и в образовавшуюся огромную трещину провалились люди вместе с оленями. Когда поверхность вновь соединилась, снаружи остался торчать только кончик нарты. С этого времени там стали проводить обряды жертвоприношения.
Леонид Лар уговорил каслающих неподалеку оленеводов отвезти его на это место. Расположено оно на большом холме, где сложена куча жертвенных рогов высотой около трех метров. Поблизости находились небольшие идолы. Провожатые предупредили, что ехать с пустыми руками туда опасно, поэтому взяли оленей для жертвоприношения. Провели как положено ритуал, обмазали оленьей кровью находящиеся там рога, повязали ленточки.
Мы там были около трех часов, все было нормально. Вдруг мои проводники заволновались, сказали, что пора уезжать, надвигается черная туча. Действительно, она зависла именно над священным местом. Неожиданно подул сильный ветер, в воздухе закружилась пыль и ветки, начался сильный ливень. Мы быстро собрались, сели на нарты. Мои олени, видимо, испугались и понесли, я упал с нарты, тормозя их. Самое интересное, когда мы отъехали метров на 500 от места, оглянулись, а там опять все стало спокойно.
Леонид Лар
этнограф, художник
Как объяснили проводники, это исключительно родовое священное место, чужим его лучше не посещать. Скорее всего, оно не приняло их жертвоприношение. Леонид Алексеевич рассказал, что почувствовал эту энергетику, в чум вернулся в состоянии стресса, целый день болела голова. Видеозапись и снимки, которые он там сделал, оказались плохого качества. Этому месту Леонид Лар посвятил свою картину «Священное место рода Ядне».
3. Энергетика хозяек священных мест, охраняющих свои владения
В нескольких километрах от села Сюнай-Сале в Ямальском районе есть священное место у реки. В легенде говорится, что жила там богатая женщина, с родными которой случилось несчастье. От отчаяния она потеряла разум, а на этом месте выросли пять лиственниц - по числу ушедших от нее в другой мир. Кстати, это дерево считается у ненцев священным. После смерти хозяйки, сюда приходили в основном женщины, иногда кто-то видел образ седой старухи.
Я пошел туда один. В то время от чума там еще оставались шесты, рядом было много сундуков. Кровных жертв я не принес, в качестве дара положил продукты и монетки. Старуху я не увидел, может она является только женщинам, но энергетику места почувствовал. Был какой-то необычный шум, но не от ветра. И еще странное ощущение кружения и вокруг, и как будто тебя самого крутит.
Леонид Лар
этнограф, художник
Еще одно загадочное место, о котором вспомнил Леонид Лар, находится в Приуральском районе. Это озеро в районе поселка Щучье, прозванное Черным. Сопровождать его туда тоже никто не осмелился. На берегу стоят два камня, слово охраняющие озеро, и каменный идол хозяйки места, повязанный платочками. Старожилы говорят, что иногда у озера можно увидеть образ старухи.
Я принес подношения, ленточки завязал. Действительно, вода там черная, как краска. Даже если озеро очень глубокое, цвет неестественный. Мне рассказывали, что часто на поверхности плавает мертвая рыба. Возможно, все это связано с какими-то природными факторами, а не с хозяйкой места, но находиться там очень некомфортно. Не видишь, а именно чувствуешь шевеление в воздухе, как будто что-то происходит. Ощущения совсем нерадостные.
Леонид Лар
этнограф, художник
4. Эмоциональный подъем в «местах силы» на Ямале
Леонид Лар подчеркнул, что рассказал те легенды, которые слышал от старожилов и шаманов, а также о том, с чем сталкивался лично. Эти мистические случаи скорее исключение. По его ощущениям, на Ямале очень много священных мест с благоприятной энергетикой. Условно их можно назвать «местами силы». Например, в тундре между селами Мыс Каменный и Новый Порт Ямальского района Леонид Лар эмоционально чувствовал себя прекрасно, продуктивно работал. На одно из священных мест там он набрел случайно, услышав в тундре звон колокольчика. Наверное, его раскачал ветер, будто приглашая в гости.
А еще мне было очень комфортно на острове Белый. Дважды я посещал жертвенник хозяина острова Сэра Ири (Белый старик). Это святое место для всех ненцев, к нему приезжают даже из других регионов. Там есть идолы, куча жертвенных рогов и черепов, много священных нарт. Со всех сторон я его зарисовал. Еще я обследовал берег полуострова Ямал, посетил священное место его хозяйки. И там тоже не было никаких странных явлений.
Леонид Лар
этнограф, художник
5. Мыс с перевернутыми деревьями и таинственная избушка
Известный ямальский историк, краевед, писатель Вадим Николаевич Гриценко из Надыма называет себя человеком, далеким от религии и мистики. Тем не менее, ряд необъяснимых случаев, которые с ним происходили, заставляли задуматься.
Один из них произошел на Мысе Жертв, который находится в Обской губе, в нескольких километрах западнее устья реки Надым. Еще его называют Святым Мысом, по-ненецки — Хэбидя сале. Он считается одним из значимых мест жертвоприношения коренных ямальцев из рода Нядонги. По поверью, на мысу деревья растут корнями вверх.
Аномальность этого места известна многим рыбакам. Даже при тихой погоде в радиусе около километра на поверхности воды гуляет мертвая зыбь, меняется направление течений. В зависимости от температуры воздуха и ветра, «из ниоткуда» может прийти такая волна, что захлестывает лодку.
В первый раз Вадим Гриценко отправился с друзьями на Мыс Жертв в начале 2000-х годов. Об этом он пишет в своей книге «Приключилось на Севере». Конечно, взял с собой фотоаппарат и видеокамеру. Пока плыли на лодке по реке, а это более 120 километров от города, без остановки шел дождь. Сами промокли, но аппаратура не пострадала — ее надежно упаковали в два слоя полиэтилена.
Как описывает Вадим Гриценко, у мыса довольно крутой склон, с края которого из-за оползней часть деревьев наклонены, а некоторые вообще свисают. При этом у них обнажены торчащие в небо корни, а кроны упираются в землю. Так что в целом картина соответствовала поверью. На открытой поляне росла лиственница высотой около 10 метров. На одной из ее веток примерно на середине ствола висела наброшенная на ветку оленья шкура с пришитой волчьей головой. На ветвях пониже были завязаны полоски ткани.
Историк планировал запечатлеть это место. Достал видеокамеру, подошел к лиственнице и нажал на запись. Техника работать отказалась, и неоднократные попытки включить ее не увенчались успехом. Мигавшая лампочка указывала на неисправность. Вадим Гриценко рассчитывал сделать хотя бы снимки, но затвор фотоаппарата тоже не срабатывал. Отказ сразу двух единиц надежной и ранее исправной техники был довольно странным. Через сутки фотоаппарат заработал сам собой, а камеру пришлось сдать в ремонт.
После этого я еще несколько раз был на Мысу Жертв, техника больше не подводила. Но дело в том, что место с лиственницей, которое я посещал — современное святилище, которому, может, лет 30. А где древнее место жертвоприношений, пока никому узнать не удалось. Даже с металлоискателем, который может среагировать на оставленные там монеты, найти будет очень непросто. Территория там обширная, уже сильно заросла березами.
Вадим Гриценко
историк, краевед, писатель
Также где-то в начале 2000-х годов с Вадимом Гриценко произошел похожий мистический случай. Он плыл на лодке с другом и его женой по протоке Инзета. Это более 100 километров от Надыма и недалеко от Мыса Жертв. Погода была хорошая, и Вадим Гриценко много фотографировал. На берегу он увидел добротную, очень приметную в этой безлюдной местности избу и трижды щелкнул фотоаппаратом. Он работал, в этом сомнений у опытного фотографа не было. Через несколько дней друзья, возвращаясь обратно искали место для ночлега. Вадим Гриценко предложил остановиться в той самой избе на берегу. Товарищ ответил, что этого делать нельзя, хозяин жилища в нем умер и узнали об этом не сразу.
Мистика в том, что на проявленной фотопленке были все кадры до и после того, как историк снимал избу, но ее самой не оказалось. И при этом брака на пленке не было.
6. «Железный идол» в надымском стойбище
Вадим Гриценко рассказал интересную историю еще одного древнего места. В 18 километрах восточнее села Кутопьюган Надымского района, на берегу Обской губы располагается ненецкое стойбище Ярцанги. Когда-то оно было густонаселенным, сейчас там осталось всего две семьи.
Это очень древнее стойбище, оно указано на карте Российского Генерального штаба, изданной в 1865 году. Севернее и восточнее села Обдорск (ныне Салехард) не было обозначено никаких поселений, только это стойбище. Я видел эту карту в библиотеке Тобольского музея-заповедника.
Вадим Гриценко
историк, краевед, писатель
На территории около стойбища расположено сразу два священных места. Одно — на краю обрыва, где на лиственницах висят уже очень давно покрытые мхом черепа оленей. Об истории его возникновения Вадим Гриценко не знает. Неподалеку находится сравнительно новое стойбище, которое появилось 40 — 50 лет назад. В 100 — 150 метрах от чумов в лощине есть рощица из небольших лиственниц. Там расположено второе священное место — Еся Сядэй, название которого переводится как «Железный Идол».
К одному из деревьев прислонен железный топорик, а на ветках повязаны разноцветные лоскутки. Под лиственницей лежат монетки и много бутылок. Вадим Гриценко пояснил, что пустую тару оставляют, поскольку со священных мест ничего уносить нельзя. Запрещено также собирать там дрова, грибы и ягоды.
Историю я узнал от Тамары Трофимовны Анагуричи, которая прожила в этом стойбище почти всю жизнь. Однажды соседская женщина рассказала ей, что вышла ночью из чума и увидела себя со стороны — как она идет в эту рощицу. Через несколько дней эта женщина умерла. Интерпретация такая — в ту ночь она увидела, как от нее уходит здоровье. Об этом случае все узнали от Тамары Трофимовны, после чего там устроили священное место.
Вадим Гриценко
историк, краевед, писатель
Вадим Гриценко много раз был в этнографических экспедициях. Он пояснил, что священные места у коренных северян обычно появляются там, где происходит что-то крайне неприятное или, наоборот, хорошее, но необъяснимое.
7. Легенда о девушке, принесенной в жертву на «Свистящей сопке»
Заслуживает внимания интересная легенда, посвященная знаменитому Мамееву мысу в Тазовском районе. Это место широко известно не только как священное, но и по другим причинам, рассказали сотрудники Тазовского районного краеведческого музея. Именно здесь в 1962 году забил первый на Ямале газовый фонтан, положивший начало промышленному освоению региона. А проводившие исследования археологи около 10 лет назад обнаружили в районе мыса могильник и другие исторические объекты, датируемые X-XII веками нашей эры. Говорят, что мыс получил название в честь богатого купца Мамеева, который приехал в эти места в середине XIX века.
Ненцы Мамеев мыс раньше называли Сюдарта Саля — «свистящая сопка», потому что в земле на вершине высокого холма была дыра, издававшая при сильном ветре свистящий звук. Легенду этого места описала в своей книге «Из глубины веков» Надежда Сергеевна Салиндер. Она гласит, что в давние годы люди из рода Марьик стали погибать от неизвестной болезни, не проявляющейся никакими симптомами. За одну ночь вымирала целая семья. Старейшины обращались к шаману, но что он поведал, до наших дней не дошло.
Как пишет Надежда Салиндер, оставшиеся в живых из рода Марьик должны были «отдать в жены» хозяину сопки самую красивую девушку. Ее нарядили, посадили на нарту, и вместе с оленями она скрылась в огромной свистящей дыре. Позже у мыса устроили жертвенник. Каслающие мимо тундровики приносили в жертву оленей, просили духов о помощи и здоровья своим родным.
Легенды — значимая часть культуры коренных народов Ямала. В то, чтобы они продолжали жить, большой вклад вносят исследователи, писатели, сотрудники музеев, которые любят свой северный край и гордятся его историей.