обновлено: 14:38, 21 марта 2024
Общество
Мужчина-кочевник – добытчик, защитник
Ненец всегда на два шага впереди своей женщины, чтобы она могла укрыться от всех бед за его надежной спиной. Он немногословен, а его внутренний мир глубок и полон житейской мудрости.
Время для чтения ~ 6 минут
В современном мире нередко случается, что весь быт и материальное благополучие семьи ложатся на хрупкие женские плечи. Но у ненцев подобное не считается нормой: заботиться о жене и детях должен мужчина. А потому бездельников среди них вряд ли встретишь. Если глава семейства не числится на официальной работе, то обеспечивает близких своим промыслом — охотой, рыболовством, выпасом оленей, ремесленными делами.
Большую часть жизни кочевник проводит за пределами своего жилья. Промысловая и хозяйственная деятельность мужчины — это прямая связь с природой, где действуют свои законы, табу и дозволения. Почтительное отношение человека к окружающей среде — залог успеха в добывании зверя и гарантия сохранения собственной жизни.
Главная ценность
У мужчины-кочевника есть много атрибутов, которые необходимы в его нелегких трудах: березовые нарты, тынзяны — зимний и летний, деревянная лопатка, топор, лыжи, снасти и другие предметы для промысла и быта. Все его орудия и инструменты хранятся вне дома, чтобы не пропахли запахом дыма и человека. Они должны быть сакрально чистыми: только прошедшие обряд очищения орудия приносят удачу в промысле и уберегают в дальней дороге.
Иногда в национальных поселках можно увидеть ненецкую супружескую пару в тундровой одежде: они двигаются по улице так, что муж впереди, а жена чуть сзади. Это значит, что кочевник готов к опасности, чтобы первым встретить неприятность и защитить свою избранницу.
Мужчина-ненец не говорит лишнего: заветы предков научили его внимательно относиться ко всему сказанному. А потому он знает цену словам. В диалоге с людьми, в общении с окружающим миром прежде всего реагирует движением, мимикой.
Главная ценность кочевника — это семья и олени. Смысл жизни для него — в постоянном движении.
Ножны, пояс и хорей
Орудия и инструменты тундровика, незаменимые помощники в кочевой жизни, передаются из поколения в поколение, становятся семейной реликвией.
У каждого охотника есть капканы, лыжи, силки, другие снасти, но его главное оружие — нож с идеальной ручной заточкой. С ним он не расстается никогда. Не менее ценное изделие — рукоять ножа, изготовленная из мамонтового бивня, моржового клыка, рога дикого или домашнего оленя.
Но не бывает ножа без мужского пояса ручной работы с металлическими нашивками, различными подвесками и главным достоянием — ножнами. Хозяин изготавливает их из березы, иногда из рога дикого оленя, реже — лося. Самыми ценными считаются изделия из мамонтовой кости.
– Нас трое братьев, и отец передал по наследству каждому из нас ножны из бивня мамонта. Рукоятки у ножей тоже из этого материала. Мы бережно храним эти реликвии, — рассказал о такой семейной ценности житель Тазовского района Георгий Вануйто.
Пояс — обязательный аксессуар мужской одежды. Бывает зимний и летний, но обязательно из кожаных ремней. Тканый пояс используют во время национальных праздников, это обязательный элемент спортивных состязаний. Мужской пояс имеет не только практическое, но и сакральное значение. Он определяет статус его носителя. О немощном пожилом человеке ненцы говорят: «Он снял пояс». Это означает, что старик уже недееспособен.
А вот его земляку Афанасию Тэсиде достались по наследству от предков элементы свадебной упряжи:
– Это уздечки с костяными вставками из рога дикого оленя. Бахрома на них и поводки из кожи тюленя были когда-то окрашены охрой. Сейчас они хранятся у младшего брата.
Еще один важный предмет в обиходе мужчины-кочевника — хорей, выструганный из березы или лиственницы. Это длинный гибкий шест, которым подгоняют оленье стадо. Впрочем, с его помощью можно и отбиться от врага: второй конец — острый, с наконечником.
Выбирая место для стоянки во время кочевья, ненец втыкает хорей в землю или в снег. Так он определяет место для будущего стойбища.
Текст: Надежда Салиндер
Журнал «Ямальский меридиан», № 2, 2024 г.