«Мы живём не для детей, а вместе с ними»: как воспитывать и учить в XXI веке | «Красный Север»
0°C

обновлено: 16:58, 28 февраля 2023

Общество

«Мы живём не для детей, а вместе с ними»: как воспитывать и учить в XXI веке

Современные дети подчас лучше взрослых разбираются в гаджетах, но часто оказываются неготовыми к простым житейским испытаниям. Как помочь юному поколению обрести действительно важные знания, рассказала на открытой лекции в Екатеринбурге Елена Казакова.

Время для чтения ~ 11 минут


Детство, отрочество, юность

В детстве отношения человека с миром строятся так: я и мир. Дети задаются всяческими вопросами: почему колесо круглое? почему дождь мокрый? Поэтому в детстве главным форматом обучения является академия: лектор вещает на аудиторию.

А вот подростку уже совершенно неинтересно, как устроен мир. Его главные вопросы: «А кто такой я? Какова моя позиция?». На первый план выходит такой формат обучения, как клуб. Поэтому подростки считают, что перемены в школе — самое важное, когда можно поговорить по делу, а уроки этому только мешают. Именно такое познание для них — ведущее. Не проживёшь этот этап — не пойдёшь дальше.

Затем — этап интеграции. Молодой человек вдруг понимает, что важен не мир и не я, а я в этом мире. В этот период лучше всего подходит формат мастерской, проекта, исследования. Очень важно, чтобы появился рядом учёный, инженер, технолог, врач, с которого можно брать пример и учиться. Юноша смотрит на жизнь через мастера, который создаёт что-то, и перенимает его навыки.

Если мы действительно хотим раскрыть талант каждого ребёнка, то надо учитывать особенности возраста. Именно такие подходы и создают «ткань» современных образовательных программ в школах.

Мир меняется слишком быстро, и детей нужно учить понимать его и адаптироваться к новым условиям. Как говорил Александр Пушкин, «самостоянье человека — залог величия его». Важно сделать так, чтобы человек учился самостоянию. То есть самообразованию, самовоспитанию, пониманию, что и зачем он делает. Выбор — главная часть самостояния, так мы определяем свою судьбу. Но выбирать очень сложно, особенно когда тебе с детства всё дают в готовом виде. Хотите помочь ребёнку — учите выбирать и нести ответственность за это.


ЕЛЕНА КАЗАКОВА — доктор педагогических наук, директор института педагогики Санкт-Петербургского госуниверситета, член-корреспондент Российской академии образования от Отделения российской словесности, учитель математики. Окончила Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. После вуза много лет работала в школе, где прошла путь от учителя до директора. Впоследствии стала специалистом по проблемам «педагогики успеха» и одним из авторов теории «персонализации обучения». Получила звание «Профессор года — 2021» и почётный знак «За успехи в деле гуманизации школы Санкт-Петербурга».


Родители — в пример

Воскресным вечером я отдыхала в бассейне. Услышала, как один ребёнок приглашает другого в гости. А тот в ответ: «Нет, мне ещё домашку делать». Мне захотелось сказать его маме, что так нельзя: делать домашку поздно вечером в воскресенье, когда ребёнок устал и перевозбуждён, вообще-то неправильно.

Уважение к учебному труду нужно воспитать в самом себе, и это перейдёт и к детям. Именно взрослые показывают маленьким: «Мы никуда не пойдём, пока я не подготовлюсь к рабочему дню. А у тебя, кстати, всё готово к школе?». Это очень простой жизненный навык.

Гениальный урок

Уважение к труду и интерес ребёнка к обучению, конечно же, идут от родителей. Но в образовательном процессе большую роль играет и учитель. Вот ещё одна история.

Однажды директор одной школы пригласил меня посмотреть, как работает новый учитель математики. После его уроков дети этот предмет резко полюбили, а директора это сильно обеспокоило. Действительно, какой ужас — детям нравится математика! Я пришла на урок в седьмой класс.

– Из пункта А в пункт Б вышли две машины. Одна из них ехала со скоростью 60 километров в час и прибыла в пункт Б через два часа. Вторая машина пришла на час позже, — начал педагог.

Тут же девочка-отличница подняла руку:

– Вторая машина шла со скоростью 40 километров в час, — отчеканила она.

– Сколько? 40 километров в час? Кто так ездит? — возмутился её одноклассник.

– Ты моего деда не видел, он быстрее 30 километров не едет, — ответил другой ученик.

Подключились остальные: класс выяснял скоростной режим на шоссе, в городе и на просёлочных дорогах. Учитель стоял у доски и молчал. Дети вдруг заметили это и замерли.

– Вы меня не дослушали, — спокойно произнёс учитель. — Из пункта А в пункт Б вышли две машины. Одна из них шла со скоростью 60 километров в час и прибыла через два часа, вторая пришла на час позже. Почему?

Тут начались предположения: менял запаску, заправлялся — но неужели целый час? А одна девочка произнесла:

– А кто сказал, что вторая машина ехала по той же дороге?

Это был гениальный урок. И похоже, эти дети впервые обнаружили, что математика — не глупая абстракция, а язык, описывающий жизнь. Жизнь деда на машине, братана с запаской, сотрудника заправки. Но главное — возникла любовь и уважение к этой дисциплине.

Когда мы учим оторванно от жизни, знания вытекают из программы учебников и никак не связаны с житейской мудростью, любви к обучению не появится. Тогда дети почему-то начинают от нас уходить туда, где эти миры ярче и лучше.

Привило огурца

Конечно, взрослые влияют на детей постоянно. Но даже если рядом будут гениальный учитель и внимательные родители, очень многое зависит от самих учеников.

Конец XX и начало XXI века провели под флагом индивидуализма. Все люди разные, а значит, каждого ребёнка нужно учить по-разному: в педагогике появился принцип индивидуализации обучения. Однако этот подход разбивается о жестокую реальность. Когда я пришла работать учителем математики, у меня в классе было 42 человека. Как я могу вести 42 программы для каждого? Поэтому приоритетным должен стать подход персонализации. Слово «персона» означает личность, а ею можно стать только в социуме. При таком обучении в образовательный процесс включается общество.

Есть так называемое правило огурца: хочешь быть солёным огурцом, ныряй в банку с солёными огурцами. То есть если вы хотите, чтобы ребёнок получил хорошее образование, ищите хороший класс. Не только сильных учителей, но и класс, в котором модно учиться, где дети делятся знаниями.

Идеал современности — качественное самообразование в хорошей компании. Найдите или сформируйте ребёнку такую компанию, и он сам будет тянуться к знаниям.

Учитель теперь везде

Учителю должно нравиться не преподавать, а учиться, вместе с детьми открывать мир вокруг, воспринимать образование как очень важное приключение.

Важно понимать, что в XXI веке учитель есть везде. Это не только профессия, но и родительская компетенция, и часть работы в команде. Возвращаясь к истории с мальчишками в бассейне. Когда мы оказались в хаммаме, дети расплёскивали воду по полу. Я объяснила им устройство хаммама, и надо было видеть их обомлевшие лица. Они тут же побежали рассказывать о новом знании своим мамам. Источником образования может быть всё. Важно, чтобы рядом оказался взрослый, который поможет ребёнку это осмыслить.

А если ведущая черта эффективного педагога — это желание учиться вместе со своими учениками, то появляется очень важный аспект: мы живём не для детей, а вместе с ними. Семья, которая живёт вместе со своим ребёнком, намного счастливее той, которая полностью подчинила себя его благополучию. Именно так появляется общество, в котором растёт профессионализм, появляется умение доводить дело до конца, способность к инновациям и уважению своего и чужого личностного потенциала.

Нам нужны эмоции!

XXI век называют веком эмоционального интеллекта. Это означает, что одной логикой мы не проживём: нам нужны эмоции. В образовании тоже очень важно отношение к предмету: удивляться таблицей Менделеева, восхищаться законом сохранения энергии, слегка бояться чёрных дыр. Нет отношения — не будет мотивации. Любой менеджер знает, что мотивированный труд эффективнее немотивированного. А ребёнок, который ожидает сложную серьёзную работу с радостью и понимает, как её важно сделать, учится быстрее и интенсивнее. Поэтому обычный порядок жизни нужно разбивать яркими событиями. Без них жизнь перестаёт быть интересной и не мотивирует.

«Мне очень нравится фраза: вы — это то, что вы знаете, помноженное на тех, кого вы знаете. Важно, чтобы знания дети не только получали от взрослых, но и порождали сами в своём обществе».


Текст: Ирина Гильфанова

Журнал «Ямальский меридиан», №1, 2023 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 16:58, 28 февраля 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан»