обновлено: 13:25, 01 марта 2024
Общество
Начало весны ненцы называют Яра иры – «месяц поворота года»
Вот и март: дни становятся длиннее, тундра оживает. Люди, птицы, животные радуются первым солнечным лучам. Женщины шьют, сушат оленьи шкуры, выделывают лапы. Мужчины строгают и латают нарты. Старики подольше сидят на свежем воздухе, наблюдают за детворой, слушают птиц. А малышам раздолье, дотемна носятся, играют в свою любимую игру Ярколава — «поимка оленей».
Время для чтения ~ 6 минут
– Мама рассказывала, никак не могла загнать брата в чум. Однажды проучила непослушного. Вывернула наизнанку и надела старую ягушку. Вышла к детям: «Кто здесь шумит, целый день катается? Заберу к себе, будешь моим сыночком!» Мальчишки испугались и убежали. А мама быстро переоделась и обратно в чум, села шить. Заходит брат испуганный и говорит: «Мы видели Парнэ! Она хотела меня забрать!» С тех пор парень никогда не задерживался до темноты, — вспоминает детские годы Виктория из Надымской тундры.
В первые дни марта ещё можно охотиться: погода располагает, снег мягкий, скрадывает шаги охотника. В середине месяца на солнце снег подтаивает, а к вечеру схватывается ледяной корочкой, хрустит, предупреждая зверя об опасной близости человека. Хорошей охоты уже нет. Правда, сейчас охотников мало, сетуют тундровики. Чаще ловят куропаток на петли.
Главным явлением месяца Яра иры ненцы считают смену рогов у оленей.
Поклониться солнцу
Профессиональный праздник День оленевода учредили при советской власти в середине прошлого века и приурочили к весеннему равноденствию — коренные народы Севера издавна отмечали пробуждение природы от долгой полярной ночи. Теперь это настоящий фестиваль спортивных, творческих, ремесленных достижений ямальцев. Мужчины борются в традиционных видах спорта. Женщины достают лучшие наряды, чтобы продемонстрировать своё творчество в дефиле национальных костюмов. Весенний праздник — это ещё один повод и возможность встретиться с близкими, закупить продукты, предметы первой необходимости на долгую дорогу.
Павел Яр, оленевод из Гыданской тундры, считает, что нужно радоваться любому времени года, каждому дню, любой погоде. Мужчина ждёт апреля, когда станет теплее. А пока кочевники не спеша каслают обратно в сторону летних пастбищ, ожидая месяца обманного отёла.
– В этот период не каслаем часто, — рассказывает Павел Яр. — Стоим на месте три-четыре недели, пока оленям хватает корма. Каждый занят своим делом: кто-то чинит нарты, ездит в гости. Я дни провожу у озера, ловлю рыбу для семьи. Парни из ближайших стойбищ устраивают гонки на оленях. Призовой фонд сами формируют: однажды собрали сто тысяч рублей за первое место. Некоторые ставят на кон рога.
На поиски невест
Издавна, как только световой день становился длиннее, ненцы, ханты, селькупы и манси ехали на ярмарку по приглашению обдорских князей: заплатить дань, купить провизии на год, обменять пушнину на золото и показать боевую удаль. Неженатые в своих поездках внимательно присматривались к девушкам. Помогали им с поиском невесты родители или старшие родственники. Наверняка сегодня молодые чаще знакомятся в соцсетях. Но Афанасий Тэсида из Газ-Сале утверждает, что свои традиции его народ сохраняет.
– Самым удачным временем для обдумывания выбора невесты считается октябрь, свататься правильно в январе, готовиться к свадьбе в феврале, а жениться — в марте, — говорит Афанасий Тэсида. — Множество свадеб ямальцы играют как раз на День оленевода.
– Сын влиятельного оленевода не может жениться на дочери ненца, ведущего оседлый образ жизни, — продолжает Афанасий. — Считают, если девушка в посёлке выросла — тогда род пропадёт. Ведь у будущей жены очень много обязанностей: шить одежду, воспитывать детей, вести быт. И всё это в чуме, без современных гаджетов и бытовой техники.
В тундре по-прежнему платят выкуп за невесту, как и век назад. По словам Афанасия, в их районе больше 35 оленей никто не просит.
– После сватовства до свадьбы ещё несколько лет может пройти. В это время жених собирает калым, а для невесты готовят приданое. В тундре говорят: раз молодые вместе будут всю жизнь, то пара зим ничего не изменит, — говорит Афанасий.
Текст: Виктория Пырирко
Журнал «Ямальский меридиан», № 3, 2024 г.