Ненец, якут и норвежка сравнили три способа добычи оленя | «Красный Север»
0°C

Общество

Ненец, якут и норвежка сравнили три способа добычи оленя

Представители коренных народов Севера из Якутии, Швеции и Норвегии побывали на Ямале на выездном семинаре проекта Арктического совета EALLU «Молодёжь коренных народов, культура питания и перемены в Арктике». Хозяева и гости встречи обменялись опытом, сравнили особенности кулинарных традиций.

Время для чтения ~ 5 минут


Тишину утренней тундры пронзило рычание снегоходов — стойбище Сергея Кондыгина и Евгения Вэнэнго принимает иностранных гостей. Пока другие знакомятся и общаются, самые любопытные отправляются испытать свою силу и ловкость — арканить оленей. Здесь это может попробовать любой желающий.

До 14-летнего возраста дети в забое не участвуют, только наблюдают. Фото: evgenii mitroshin / shutterstock.com / Fotodom
До 14-летнего возраста дети в забое не участвуют, только наблюдают. Фото: evgenii mitroshin / shutterstock.com / Fotodom

Чтобы накинуть тынзян на рогача, побороть животное и связать, нужно изрядно потрудиться. Молодого бычка удалось поймать студенту Александру Лапцую. Он из Гыды, учится на ветеринара. Ловить оленей привык с детства, но, утирая пот со лба, признаётся: «Самое трудное — заарканить животное».

Не прошло и часа, как возле чумов лежали четыре связанных бычка и одна молодая важенка. Представители разных народов будут показывать, как в их культуре принято забивать оленей. Зрелище для городского человека не очень приятное, но жизнь в тундре, в принципе, для обывателя в диковинку.

Первыми за дело берутся ненцы. Они показывают обряд удушения оленя. Для процесса нужны три человека. Длится всё минут десять-пятнадцать, пока зрачки животного не перестанут реагировать на раздражители. Детей к забойке животного допускают с 14 лет. До этого разрешают только наблюдать, чтобы олень не поранил ребёнка.

В научных источниках методы забойки у ненцев описаны по-разному. Правила и традиции могут отличаться в зависимости от географии проживания.Фото: evgenii mitroshin / shutterstock.com / Fotodom
В научных источниках методы забойки у ненцев описаны по-разному. Правила и традиции могут отличаться в зависимости от географии проживания.Фото: evgenii mitroshin / shutterstock.com / Fotodom

Открытием для ямальцев и гостей семинара стало молоко якутских важенок. Их начинают доить, как только зазеленеет трава. К осени жирность напитка достигает 20%.


Игорь Колесов, оленевод из Якутии, сначала рассказывает, а затем показывает на деле, как представители эвенкийского народа справляются с этой же задачей. Сначала животное глушат обухом топора, а затем ножом пробивают артерию на шее оленя. Пока бьётся его сердце, можно собрать много крови. Этот продукт очень ценится у коренных народов. Важно, чтобы задняя часть туши рогача при этом была выше, чем голова. Тогда жидкости выйдет больше.

Схожими оказались традиции народа ханты и саамов. В культуре этих кочевников принято вонзать нож сначала в мозг оленя, а затем в сердце. Всё происходит максимально быстро для животного.

Для коренных народов Севера кровь оленя — ценный продукт питания. Фото: предоставлено Равилем Сафарбековым
Для коренных народов Севера кровь оленя — ценный продукт питания. Фото: предоставлено Равилем Сафарбековым

После того как собрана кровь, туши начинают разделывать. Годами отточенные движения позволяют справиться с этой задачей очень быстро. Кто-то здесь же, на месте, вкушает оленью печень, кто-то съедает оленьи глаза. Студенты, которые сейчас живут и учатся в Лабытнанги, пьют кровь и вспоминают знакомый с детства вкус. В городской жизни парням и девушкам из кочевых семей не хватает тундрового рациона. После трапезы разделанные куски туши развешивают на стволах берёзы, чтобы дать стечь крови и подморозить мясо.


Каждому народу есть что рассказать о своих традициях. Опыт столетий и обычаи предков помогали оленеводам Арктики выживать в суровых условиях, а обмен знаниями позволяет понять, что единых правил и способов быть не могло.


Норвежка Ингер Анита Смук любит готовить бульон из оленьих голов, а также глаза рогачей и субпродукты. Но сказывается проблема сохранности кулинарных традиций коренных народов. Дело в том, что в стране принято сдавать оленей на промышленный убой, где от целого животного оставляют 60%. Кровь, субпродукты, копыта, головы и шкуры идут в утиль. Чтобы приготовить любимые блюда, приходится обращаться к частным хозяйствам. Ингер Анита Смук призналась, что свои кулинарные знания передала детям, но будут ли использовать эти рецепты через несколько поколений, пока не известно.


Текст: Евгения Четвертак

Журнал «Ямальский меридиан», №2, 2022 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала