Ничто не забыто? Ямальская молодёжь рассказала, что знает о Великой Отечественной войне | «Красный Север»
0°C

Общество

Ничто не забыто? Ямальская молодёжь рассказала, что знает о Великой Отечественной войне

Все больше видеороликов, где блогеры задают подросткам и студентам вопросы из школьной программы: когда началась Великая Отечественная война? какое женское имя носила боевая машина? кто такая Зоя Космодемьянская? Ребята, попадающие в объектив камеры, зачастую отвечают с трудом. Наверняка, это неправда, и выкладывают в Сеть только самые вопиющие случаи, подумали мы и провели собственный опрос.

Время для чтения ~ 10 минут


Его прошли 50 ребят в возрасте от 17 до 23 лет. Свои знания проверили как школьники, так и студенты вузов и колледжей. Отметим, что многие нехотя откликнулись на наше предложение. Говорили, что попросту нет желания тему затрагивать, тем более знать о конкретных подвигах.

Большинство признаются, что ограничились школьными знаниями. Конечно, многие смотрели фильмы про военные годы, посещали музеи и изучали тему по видеороликам в интернете.

Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»

Самой популярной кинокартиной молодежь назвала фильм «…А зори здесь тихие», его смотрели 30 человек. Второе место занял фильм «В бой идут одни старики», его отметили 25 опрошенных. Третье место разделили «Летят журавли» и «Семнадцать мгновений весны». Ничего из перечисленного не видели девять опрошенных.

Многие смотрели документальные фильмы о блокаде Ленинграда и видеоролики о концлагерях. Один человек отметил документальную серию «Великая война».

Книг ребята и вовсе не читали — 80 процентов респондентов рассказали, что с литературой ознакомиться желания не возникало. Единицы отметили, что читали «Побег из ада» Михаила Девятаева, советского летчика, которому удалось сбежать из фашистского плена на вражеском бомбардировщике. Упоминают «Вторую мировую войну» Уинстона Черчилля, «Воспоминания о войне» — мемуары Николая Никулина, которого называют автором самых страшных воспоминаний. Почему-то в этом списке оказалась еще и «Война и мир» Льва Толстого.

С конкретными вопросами по знаниям у юношей и девушек проблем не возникло, многие отмечали правильную дату начала Великой Отечественной войны, знали про боевую машину «Катюша» и о Дороге жизни.

Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

Были и те, кто в своих ответах все же сомневался. Дату начала войны поставили 22 июня 1946 года или же писали дату начала Второй мировой, кто-то оставил прочерк и не вспомнил даже год. Некоторые путали месяцы.

Русской боевой машине «Катюша» придумали новое интересное название — Матильда, видимо, спутав с пехотным танком Великобритании. Многие записывали и полное имя — Екатерина. Кто-то вспомнил и про самоходное орудие «Нона».

О Дороге жизни, единственной транспортной магистрали во время блокады Ленинграда, знает большая часть опрошенных — 35 человек. Пятеро посчитали, что лучше ей подойдет название Дорога смерти, также многие назвали ее Дорогой спасения.

Тем не менее ребята отметили, что школьных знаний достаточно и как-то менять программу не стоит. Треть участников посчитали, что Великой Отечественной войне следует уделить больше времени на изучение: показывать фильмы, посещать музеи. Одиннадцать опрошенных честно ответили, что знаний недостаточно и школьные часы следует увеличить. Двое человек, наоборот, высказались, что теме уделяют слишком много времени.

Учат в школе

В образовательной программе по истории теме Великой Отечественной войны в советской школе уделялось 11 часов. И сейчас их количество не уменьшилось, в профильных классах — 11 часов, а в базовых восемь. На вопрос «Почему же знания у ребят хромают?» нам ответила учительница истории со стажем.

Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»

– Начиная изучать страшную страницу истории, мы уже знали об основных операциях, ключевых событиях и маршалах СССР, о героях войны, о партизанах. Много читали, смотрели фильмы о войне, общались с ветеранами, — вспоминает школьные годы Алиса Михайлова, учитель истории школы № 2 в Салехарде. — Сейчас дети о многом заранее не осведомлены, изучают все с нуля. Смотрят гораздо меньше фильмов, а главное, практически не читают.

Однако пробелы в знаниях учебные заведения стараются исправно восполнять на занятиях по внеурочной деятельности и на уроках ОДНКНР (предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», обязательный для изучения в 5–9 классах, появился в программе в 2023/2024 учебном году. — Прим. ред.). Восьмиклассники, например, ежегодно участвуют в региональном проекте «ЮнАрктика», где основная часть конкурсов и испытаний связана с событиями Великой Отечественной войны. Ученики также посещают и участвуют в памятных акциях: «Диктант Победы», «Окна Победы», «Знак памяти», «Бессмертный полк».

– Многое делается, чтобы повысить интерес ребят к событиям Великой Отечественной войны. Проводим квесты, участвуем в парадах, смотрим фильмы и ежегодно реализуем конкурс «Битва хоров», где ученики поют песни военных лет. Победители участвуют в концерте, посвященном Дню Победы, — рассказывает Алиса Михайлова. — В нашей школе действует музейный интерактивный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне. В нем описаны основные операции, рассказано о полководцах, городах-героях и о жизни ямальцев в те годы.

Ульяна Антофий, 17 лет, волонтер Победы из поселка Заполярный:

– Великая Отечественная война для меня — гордость за страну и наш непобедимый народ. Ценой своей жизни они подарили нам мирное небо над головой. Не могу сказать, что мои знания совершенны, но основные моменты мне известны. С командой делаем все, чтобы история не была забыта и фальсифицирована.

В детстве меня спрашивали о любимом празднике, и я выбрала не Новый год или день рождения, а День Победы. Именно он ассоциируется у меня с яркими эмоциями — радостью со слезами на глазах. Даже ребенком я это осознавала.

Вступив в «Волонтеры Победы», стала не только участником, но и организатором мероприятий. Теперь это неотъемлемая часть моей жизни.

Я ищу своих воевавших предков. Мне говорят, что их нет, однако война задела каждую семью, поэтому надежд я не оставляю.

Каждое 9 Мая наша семья участвует в памятных мероприятиях и шествии «Бессмертного полка». Также наш регион предоставляет множество возможностей для посещения памятников в других городах. Ездила по гранту от губернатора ЯНАО в Крым и Севастополь. Именно там история запоминается намного лучше.

От лица «Волонтеров Победы» в этом году мы вновь устроим акции «Георгиевская ленточка», «Красная гвоздика», «Бессмертный полк».

Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»

Дарья Щербакова, 21 год, окончила медицинский колледж в Екатеринбурге:

– Отношение к Великой Отечественной войне у меня нейтральное, хоть гордость за страну, конечно, испытываю: все те события — часть нашей истории. Знания у меня скорее средние, со школы практически ничего не помню, но сама изучала эту тему. Считаю, что мы должны знать о тех событиях, но сильно акцентировать на этом внимание не следует.

На парад ходила, скорее, не по доброй воле, нас склоняли к этому в колледже. Мы, словно военные медики, встречали всех посетителей, будто оказывая им помощь. Интересовало наше представление лишь маленьких детей. И в «Бессмертном полку» участвовала только потому, что это мероприятие обязательно в школе. У самой желания туда идти не было.

Наш историк был увлечен этим периодом, гонял нас по знаниям, дети плакали, им не нравилось. Негативное чувство возникло, скорее, от этого. Фильмов просмотрела достаточно как раз по этой причине. Помнить историю важно, но не следует нагнетать и насильно вливать в детей информацию.

В этом году для меня 9 Мая будет обычным днем. Семьей мы его не отмечаем, но о подвигах дедушки знаю и ценю память о нем, до сих пор храним его медали.

Арина Вануйто, 21 год, 4-й курс, учится в вузе Санкт-Петербурга:

– Это подвиг, совершенный во благо потомков. Благодаря героизму участников войны, мы можем жить. Основу знаний я получила в школе, достаточно времени выделялось на уроках истории и классных часах. Например, смотрели документальный фильм о блокаде Ленинграда. Это тяжелые картины, вызывающие много эмоций, понимаешь, что все события происходили в реальности.

Семьей обычно ходим на парад, сохраняем память о своих родственниках. В эти моменты я ощущаю единение со своими соотечественниками. Мой дедушка в юном возрасте работал в тылу рыбаком, ямальскую рыбу поставляли на фронт. Внес большой вклад, и за это награжден медалью.


Текст: Анна Пашкова

Журнал «Ямальский меридиан», № 5, 2024 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Патриотизм, Память, ВОВ, Молодежь, Молодежная политика, История