обновлено: 13:08, 03 октября 2024
Общество
Ноябрьск: от станции до города
Это не история, а всего лишь эпизод в увлекательной хронике становления Ноябрьска, который может в чём-то расходиться с канонической версией рождения города. Это воспоминания непосредственного участника тех событий: как они виделись и воспринимались им почти полвека назад.
Время для чтения ~ 13 минут
Молодые города тюменского Севера зарождались совсем не так, как обычные поселения, медленно растущие на веками облюбованных местах, рядом с водой и торговыми путями. Они возникали «там, где недавно геологи прошли», по указанию высокого руководства: «Здесь будем строить!». Без рекогносцировки на местности, без учёта климатических особенностей и обсуждения с местными властями. Тогдашним секретарям райкомов и председателям райисполкомов приходилось претворять в жизнь высокие решения, исправляя на ходу ошибки и недочёты
Перед принятием «серебряного костыля»
Мало кто помнит, но красавец Ноябрьск, раскинувшийся на берегах озера Ханто, по плану должен был стоять не там и выглядеть не так. Существование такого крупного города вообще не предусматривалось.
К середине 70-х годов прошлого века для освоения открытых нефтегазовых месторождений было решено построить железную дорогу Сургут — Новый Уренгой с промежуточной станцией Ноябрьская. В январе 1976-го посёлок Ноябрьский был обозначен на картах проектировщиков, а уже в начале ноября первый десант из шести первопроходцев механизированной колонны № 15 треста «Уралстроймеханизация» высадился на 203-м км будущей ветки для подготовки места под перебазировку организации.
Жители молодого посёлка 20 мая 1978 года встречали бригаду путейцев СМП- 329, которая уложила последнее звено железной дороги, и первый поезд из Когалыма. Тогда в глухой тайге играл оркестр, танцевали счастливые рабочие, а у железнодорожного полотна был установлен столб с надписью «станция Ноябрьская». Но до этого…
– Анатолий Максимович Анисимов, первый секретарь Пуровского райкома КПСС, говорит: «Звонили из области, сказали, что железная дорога Сургут — Уренгой подходит к границе нашего района. Нужно будет на месте провести митинг по передаче трудовой эстафеты и «серебряного костыля», — вспоминает Григорий Кулинич, в ту пору председатель райисполкома Пуровского района, на территории которого развернулись главные события зарождения нефтегазового комплекса Ямала.
Найти станцию в тайге
На передачу этого самого «костыля» ждали начальника управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть» Дмитрия Коротчаева, имя которого сегодня носит один из посёлков округа, — тот внимательно следил за строительством стратегически важной магистрали. Переоценить её значение для экономики трудно — все грузы до этого перебрасывались на Крайний Север либо через станцию Обскую у города Лабытнаги, либо воздушным транспортом, делая каждый привезённый килограмм «золотым».
Григорий Гаврилович к середине 1970-х годов уже успел поучаствовать в обустройстве Шаимского, Пунгинского и Медвежьего месторождений, отстраивал Урай и Надым. Вбивать первый колышек на месте будущих городов ему было не впервой. Вот только место это нужно было ещё найти!
– Министерство путей сообщения на карте железную дорогу уже проложило и даже названия станциям на бумаге присвоило. В том числе — станцию Ноябрьская, — продолжает он. — А где эта Ноябрьская? Где-то в двух километрах от границы. Связи нет, дорог нет. Взяли у начальника экспедиции вертолёт и полетели с первым секретарём райкома партии на поиски.
Искали так: на карте прочертили прямую линию от Сургута до Уренгоя и полетели вдоль неё. Полетали над точкой, где планировалось строительство железнодорожной станции, — ничего: сплошная голубая тайга, зацепиться взгляду не за что. Железной дороги, эстафету по которой вскоре передавать, тоже не видно.
– Тогда мы поднялись чуть повыше и взяли круг облёта пошире, — рассказывает Кулинич. — Смотрим: в тайге площадка вырублена, вагончик стоит и пилорама возле него. Тут же из жердей вертолётная площадка сложена. Ну, мы сели.
Бежит к вертолёту мужик, руками машет: «Кто такие?» Оказалось, здесь базируются проектировщики второй линии ЛЭП- 500 (линии электропередач).
– Где железная дорога? — спросили у него.
– Поднимайтесь ещё выше и прямо с нашего места увидите.
Действительно, с высоты птичье-вертолётного полёта удалось разглядеть в тайге узкую полоску песчаного цвета сквозь тайгу. Полетели в ту сторону и вскоре внизу увидели поляну, на ней сколоченный из наструганных досок сарай и вертолётная площадка. На холмике — жилой вагончик. Только сели, оттуда сразу же человек подбежал:
– Я главный инженер мехколонны-15. Нам поставлена задача отсыпать дорогу.
– А где здесь будет станция Ноябрьская? — спросили.
– Идите за мной, покажу.
Встречающий раздал прилетевшим гостям сапоги и повёл за собой по грязи. Потом остановился, топнул ногой:
– Вот здесь будет вокзал!
Высокие гости объяснили ему, что сюда придёт строительный поезд, будет митинг по передаче эстафеты от сургутских строителей дороги уренгойским, соберётся много народу, в том числе начальство из Тюмени.
– Надо бы какую-нибудь трибуну сколотить, — сказал я.
– Сколотим, — ответил он, а потом добавил: поставлю вам два «Урала» бортами друг к другу — вот и трибуна будет!
Когда пришло время, прилетели люди из Тарко-Сале, подошли рабочие из мехколонны и со строительного поезда.
– Народу много собралось, — вспоминает Григорий Кулинич. — Митинг провели, «серебряный костыль» приняли.
Эта встреча запечатлена на чёрно-белой фотоплёнке. Она стала важной вехой в истории Ноябрьска. Никто тогда даже не догадывался, что первый секретарь райкома с председателем парткома целый день кружили на вертолёте над девственной северной тайгой и искали станцию.
Здесь строить нельзя!
Рабочее движение поездов через станцию Ноябрьская было открыто 29 мая 1978 года. Сам город ещё не начинали строить, он был лишь в смутных проектах, хотя в железнодорожном посёлке насчитывалось уже более полутора тысяч человек. Люди прибывали ежедневно.
Железная дорога подошла к точке на карте и ушла дальше к газовой столице Ямала, оставив позади станционный посёлок.
А 1 августа было принято решение Исполнительного комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся № 319 «О проектировании и строительстве города в районе станции Ноябрьская на линии строящейся железной дороги Сургут — Уренгой». Утвердили список участвующих в строительстве главков и количество привлекаемых ими людей. Кстати, Ноябрьск сразу планировался на 90–100 тысяч жителей.
Первым председателем ноябрьского сельского совета в 1977 году был назначен Анатолий Крылосов, работавший до этого в райкоме комсомола Пуровского района. Он не просто исходил, а шагами измерил площадь будущего города.
И началось людское «нашествие». Руководство Пуровского района в стороне от строительства такого «мегаполиса» остаться не могло.
– Проектировщики начали разрабатывать селитебную1 зону и «посадили» её прямо к станции, где посёлок железнодорожников. А там болотина! — рассказывает собеседник. — Прежде чем строить, столько земли нужно было завезти! И потом всю жизнь мучиться.
Кулинич такое уже видел и в Югре, и на Ямале. Проектировщики далеко, грязь на стройплощадках не месят и тротуары в болотине не прокладывают.
– Была бы в этом хоть какая-то необходимость, а то всего в двух километрах отсюда озеро Ханто — прекрасное место для будущего города, — объясняет Григорий Гаврилович.
Ответственные за строительство были в Сургуте — далеко, связь плохая. Сначала ямальцы ездили на сессии и партактивы — пробовали доказать необходимость переноса строительства города в другое место, на встрече в Сургуте представили доводы и раскладки. Но проектный институт заявил: кто платит, тот и решает, где строить.
– Мы же продолжали звонить во все концы и доказывать свою правоту, — вспоминает Григорий Гаврилович. — Но жаловаться некому. Решение утверждено областным исполкомом, и любое наше обращение возвращается на рассмотрение ему же.
Дошло до того, что первый секретарь Ямало-Ненецкого окружкома партии прямо заявил Кулиничу: «Ещё раз услышу, что ты поднимаешь вопрос по Ноябрьску, сниму с работы!»
– Но мы всё равно продолжали потихоньку пробивать. И добились своего, — улыбается бывший председатель Пуровского райисполкома.
Проблемой заинтересовалось областное управление по делам архитектуры и строительства, удивленное настойчивостью далёких пуровских властей. Архитекторы решили собрать проектировщиков с «жалобщиками», вместе проехать на спорное место и разобраться окончательно.
– Тут все и убедились, что мы были правы, — подытоживает собеседник.
Решение о переносе строительства будущего города Тюменский облисполком принял 30 августа 1978 года. В документе говорилось, что по просьбе пуровских властей строительство переносится в район разъезда Ханто на 213-м км железной дороги Сургут — Уренгой.
– Я всё время убеждал: мы должны построить город с учётом недостатков, допущенных при строительстве всех ранее построенных городов: Сургута, Надыма, Нижневартовска, — перечисляет Кулинич. — Они все с промышленными зонами в жилом секторе. Грузовые машины по улицам ездят, дороги ломают…
За красную черту не заступили
По воспоминаниям первопроходцев, иногда в день на территорию будущего города заходило по несколько организаций с вагончиками, техникой и скарбом. Где утром был пустырь, к вечеру уже дымил трубами вагон-городок.
– Народ прёт! Нужны магазины, садики, школы и так далее. Всех нужно срочно размещать, но мы не давали строить как попало, — говорит Григорий Гаврилович.
Дошло до того, что на строптивого пуровчанина сам Салманов пожаловался на заседании Тюменского облисполкома, мол, председатель мешает работать. Впрочем, в кулуарах старшие товарищи Кулинича успокоили: «Не обращай внимания. Всё правильно делаешь».
– В конце концов, вытребовал я у проектировщиков «синьку» (копию плана), чтобы понять, где должны размещаться первостепенные организации, и уже на основе этого начали распределять земельные участки.
Жители молодых северных городов знают, как быстро построенная на далёком пустыре промбаза оказывалась в центре быстрорастущего населённого пункта. Чтобы этого избежать, Кулинич прочертил по плану застройки города красную линию: здесь вагончики, временное жильё, балки. Ближе к центру деревянная застройка.
– Пока шло строительство, весь Ноябрьск исходил. Каким трудом мы его строили! — вспоминает он. — В центре города только многоэтажное каменное жильё. Ни одна организация за красную линию не заступила!
В 1980 году родились грандиозные планы освоения недр Красноселькупского района, и Григорий Гаврилович, имевший уже огромный опыт строительства городов, был направлен туда первым секретарем райкома КПСС. В 1989 году его перевели в Тюменский обком партии…
А Ноябрьск «вырос» красавцем!
Текст: Александр Титченко
Архив журнала «Северяне», №3, 2024.