История города Ноябрьск в ЯНАО: где он должен стоять и как выглядеть | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:08, 03 октября 2024

Общество

Ноябрьск: от станции до города

Это не история, а всего лишь эпизод в увлекательной хронике становления Ноябрьска, который может в чём-то расходиться с канонической версией рождения города. Это воспоминания непосредственного участника тех событий: как они виделись и воспринимались им почти полвека назад.

Время для чтения ~ 13 минут


Молодые города тюменского Севера зарождались совсем не так, как обычные поселения, медленно растущие на веками облюбованных местах, рядом с водой и торговыми путями. Они возникали «там, где недавно геологи прошли», по указанию высокого руководства: «Здесь будем строить!». Без рекогносцировки на местности, без учёта климатических особенностей и обсуждения с местными властями. Тогдашним секретарям райкомов и председателям райисполкомов приходилось претворять в жизнь высокие решения, исправляя на ходу ошибки и недочёты

Перед принятием «серебряного костыля»

Мало кто помнит, но красавец Ноябрьск, раскинувшийся на берегах озера Ханто, по плану должен был стоять не там и выглядеть не так. Существование такого крупного города вообще не предусматривалось.

К середине 70-х годов прошлого века для освоения открытых нефтегазовых месторождений было решено построить железную дорогу Сургут — Новый Уренгой с промежуточной станцией Ноябрьская. В январе 1976-го посёлок Ноябрьский был обозначен на картах проектировщиков, а уже в начале ноября первый десант из шести первопроходцев механизированной колонны № 15 треста «Уралстроймеханизация» высадился на 203-м км будущей ветки для подготовки места под перебазировку организации.

Жители молодого посёлка 20 мая 1978 года встречали бригаду путейцев СМП- 329, которая уложила последнее звено железной дороги, и первый поезд из Когалыма. Тогда в глухой тайге играл оркестр, танцевали счастливые рабочие, а у железнодорожного полотна был установлен столб с надписью «станция Ноябрьская». Но до этого…

– Анатолий Максимович Анисимов, первый секретарь Пуровского райкома КПСС, говорит: «Звонили из области, сказали, что железная дорога Сургут — Уренгой подходит к границе нашего района. Нужно будет на месте провести митинг по передаче трудовой эстафеты и «серебряного костыля», — вспоминает Григорий Кулинич, в ту пору председатель райисполкома Пуровского района, на территории которого развернулись главные события зарождения нефтегазового комплекса Ямала.

Строительство первого капитального дома в Ноябрьске, декабрь 1980 года. Фото: предоставлено из фондов МАУК «Музейный центр»
Строительство первого капитального дома в Ноябрьске, декабрь 1980 года. Фото: предоставлено из фондов МАУК «Музейный центр»

Найти станцию в тайге

На передачу этого самого «костыля» ждали начальника управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть» Дмитрия Коротчаева, имя которого сегодня носит один из посёлков округа, — тот внимательно следил за строительством стратегически важной магистрали. Переоценить её значение для экономики трудно — все грузы до этого перебрасывались на Крайний Север либо через станцию Обскую у города Лабытнаги, либо воздушным транспортом, делая каждый привезённый килограмм «золотым».

Григорий Гаврилович к середине 1970-х годов уже успел поучаствовать в обустройстве Шаимского, Пунгинского и Медвежьего месторождений, отстраивал Урай и Надым. Вбивать первый колышек на месте будущих городов ему было не впервой. Вот только место это нужно было ещё найти!

– Министерство путей сообщения на карте железную дорогу уже проложило и даже названия станциям на бумаге присвоило. В том числе — станцию Ноябрьская, — продолжает он. — А где эта Ноябрьская? Где-то в двух километрах от границы. Связи нет, дорог нет. Взяли у начальника экспедиции вертолёт и полетели с первым секретарём райкома партии на поиски.

Искали так: на карте прочертили прямую линию от Сургута до Уренгоя и полетели вдоль неё. Полетали над точкой, где планировалось строительство железнодорожной станции, — ничего: сплошная голубая тайга, зацепиться взгляду не за что. Железной дороги, эстафету по которой вскоре передавать, тоже не видно.

– Тогда мы поднялись чуть повыше и взяли круг облёта пошире, — рассказывает Кулинич. — Смотрим: в тайге площадка вырублена, вагончик стоит и пилорама возле него. Тут же из жердей вертолётная площадка сложена. Ну, мы сели.

Григорий Кулинич (первый справа) с 1976-го по 1980 год руководил пуровским исполкомом. Фото: предоставлено из личного архива Григория Кулинича
Григорий Кулинич (первый справа) с 1976-го по 1980 год руководил пуровским исполкомом. Фото: предоставлено из личного архива Григория Кулинича

Бежит к вертолёту мужик, руками машет: «Кто такие?» Оказалось, здесь базируются проектировщики второй линии ЛЭП- 500 (линии электропередач).

– Где железная дорога? — спросили у него.

– Поднимайтесь ещё выше и прямо с нашего места увидите.

Действительно, с высоты птичье-вертолётного полёта удалось разглядеть в тайге узкую полоску песчаного цвета сквозь тайгу. Полетели в ту сторону и вскоре внизу увидели поляну, на ней сколоченный из наструганных досок сарай и вертолётная площадка. На холмике — жилой вагончик. Только сели, оттуда сразу же человек подбежал:

– Я главный инженер мехколонны-15. Нам поставлена задача отсыпать дорогу.

– А где здесь будет станция Ноябрьская? — спросили.

– Идите за мной, покажу.

Встречающий раздал прилетевшим гостям сапоги и повёл за собой по грязи. Потом остановился, топнул ногой:

– Вот здесь будет вокзал!

Высокие гости объяснили ему, что сюда придёт строительный поезд, будет митинг по передаче эстафеты от сургутских строителей дороги уренгойским, соберётся много народу, в том числе начальство из Тюмени.

– Надо бы какую-нибудь трибуну сколотить, — сказал я.

– Сколотим, — ответил он, а потом добавил: поставлю вам два «Урала» бортами друг к другу — вот и трибуна будет!

Когда пришло время, прилетели люди из Тарко-Сале, подошли рабочие из мехколонны и со строительного поезда.

– Народу много собралось, — вспоминает Григорий Кулинич. — Митинг провели, «серебряный костыль» приняли.

Эта встреча запечатлена на чёрно-белой фотоплёнке. Она стала важной вехой в истории Ноябрьска. Никто тогда даже не догадывался, что первый секретарь райкома с председателем парткома целый день кружили на вертолёте над девственной северной тайгой и искали станцию.

Временные посёлки, 1979 год. Фото: предоставлено из фондов МАУК «Музейный центр»
Временные посёлки, 1979 год. Фото: предоставлено из фондов МАУК «Музейный центр»

Здесь строить нельзя!

Рабочее движение поездов через станцию Ноябрьская было открыто 29 мая 1978 года. Сам город ещё не начинали строить, он был лишь в смутных проектах, хотя в железнодорожном посёлке насчитывалось уже более полутора тысяч человек. Люди прибывали ежедневно.

Железная дорога подошла к точке на карте и ушла дальше к газовой столице Ямала, оставив позади станционный посёлок.

А 1 августа было принято решение Исполнительного комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся № 319 «О проектировании и строительстве города в районе станции Ноябрьская на линии строящейся железной дороги Сургут — Уренгой». Утвердили список участвующих в строительстве главков и количество привлекаемых ими людей. Кстати, Ноябрьск сразу планировался на 90–100 тысяч жителей.

Первым председателем ноябрьского сельского совета в 1977 году был назначен Анатолий Крылосов, работавший до этого в райкоме комсомола Пуровского района. Он не просто исходил, а шагами измерил площадь будущего города.

И началось людское «нашествие». Руководство Пуровского района в стороне от строительства такого «мегаполиса» остаться не могло.

– Проектировщики начали разрабатывать селитебную1 зону и «посадили» её прямо к станции, где посёлок железнодорожников. А там болотина! — рассказывает собеседник. — Прежде чем строить, столько земли нужно было завезти! И потом всю жизнь мучиться.

Кулинич такое уже видел и в Югре, и на Ямале. Проектировщики далеко, грязь на стройплощадках не месят и тротуары в болотине не прокладывают.

– Была бы в этом хоть какая-то необходимость, а то всего в двух километрах отсюда озеро Ханто — прекрасное место для будущего города, — объясняет Григорий Гаврилович.

Ответственные за строительство были в Сургуте — далеко, связь плохая. Сначала ямальцы ездили на сессии и партактивы — пробовали доказать необходимость переноса строительства города в другое место, на встрече в Сургуте представили доводы и раскладки. Но проектный институт заявил: кто платит, тот и решает, где строить.

– Мы же продолжали звонить во все концы и доказывать свою правоту, — вспоминает Григорий Гаврилович. — Но жаловаться некому. Решение утверждено областным исполкомом, и любое наше обращение возвращается на рассмотрение ему же.

Дошло до того, что первый секретарь Ямало-Ненецкого окружкома партии прямо заявил Кулиничу: «Ещё раз услышу, что ты поднимаешь вопрос по Ноябрьску, сниму с работы!»

– Но мы всё равно продолжали потихоньку пробивать. И добились своего, — улыбается бывший председатель Пуровского райисполкома.

Проблемой заинтересовалось областное управление по делам архитектуры и строительства, удивленное настойчивостью далёких пуровских властей. Архитекторы решили собрать проектировщиков с «жалобщиками», вместе проехать на спорное место и разобраться окончательно.

Жители посёлка Ноябрьский на фоне панелей первого дома по улице Строителей, 1978 год. Фото: предоставлено из фондов МАУК «Музейный центр»
Жители посёлка Ноябрьский на фоне панелей первого дома по улице Строителей, 1978 год. Фото: предоставлено из фондов МАУК «Музейный центр»

– Тут все и убедились, что мы были правы, — подытоживает собеседник.

Решение о переносе строительства будущего города Тюменский облисполком принял 30 августа 1978 года. В документе говорилось, что по просьбе пуровских властей строительство переносится в район разъезда Ханто на 213-м км железной дороги Сургут — Уренгой.

– Я всё время убеждал: мы должны построить город с учётом недостатков, допущенных при строительстве всех ранее построенных городов: Сургута, Надыма, Нижневартовска, — перечисляет Кулинич. — Они все с промышленными зонами в жилом секторе. Грузовые машины по улицам ездят, дороги ломают…

За красную черту не заступили

По воспоминаниям первопроходцев, иногда в день на территорию будущего города заходило по несколько организаций с вагончиками, техникой и скарбом. Где утром был пустырь, к вечеру уже дымил трубами вагон-городок.

– Народ прёт! Нужны магазины, садики, школы и так далее. Всех нужно срочно размещать, но мы не давали строить как попало, — говорит Григорий Гаврилович.

Дошло до того, что на строптивого пуровчанина сам Салманов пожаловался на заседании Тюменского облисполкома, мол, председатель мешает работать. Впрочем, в кулуарах старшие товарищи Кулинича успокоили: «Не обращай внимания. Всё правильно делаешь».

– В конце концов, вытребовал я у проектировщиков «синьку» (копию плана), чтобы понять, где должны размещаться первостепенные организации, и уже на основе этого начали распределять земельные участки.

Жители молодых северных городов знают, как быстро построенная на далёком пустыре промбаза оказывалась в центре быстрорастущего населённого пункта. Чтобы этого избежать, Кулинич прочертил по плану застройки города красную линию: здесь вагончики, временное жильё, балки. Ближе к центру деревянная застройка.

– Пока шло строительство, весь Ноябрьск исходил. Каким трудом мы его строили! — вспоминает он. — В центре города только многоэтажное каменное жильё. Ни одна организация за красную линию не заступила!

В 1980 году родились грандиозные планы освоения недр Красноселькупского района, и Григорий Гаврилович, имевший уже огромный опыт строительства городов, был направлен туда первым секретарем райкома КПСС. В 1989 году его перевели в Тюменский обком партии…

А Ноябрьск «вырос» красавцем!


Текст: Александр Титченко

Архив журнала «Северяне», №3, 2024.


3

0

0

0

0

0



обновлено: 13:08, 03 октября 2024

Темы

Ноябрьск