обновлено: 13:18, 26 июля 2023
Общество
Что такое нарсьюх: нот нет – смотри на руки
В Аксарковской детской школе искусств обучают игре на «поющем дереве». Так с языка ханты переводится название музыкального инструмента. Что он собой представляет и как проходят занятия?
Время для чтения ~ 4 минуты
Похож на лодку, струны — оленьи жилы, колки — детали для закрепления и натяжения струн из утиных косточек. Так выглядел нарсьюх в старину. «Днище» его было полукруглым, потому что для изготовления брали разделённый пополам ствол дерева. К выдолбленному «днищу» «рыбным» клеем приклеивали верхнюю часть.
Как и многие другие музыкальные инструменты коренных северян, нарсьюх в первую очередь использовали при проведении обрядов. Шаманы, играя на нём, общались с потусторонним миром, с духами. И ни за что не расставались с ним даже в тяжёлые времена: не продавали и не обменивали, так как считалось, что таким образом можно потерять (продать) свою душу. Если же нарсьюх нужно было вынести из чума, то только заострённым концом — головой вперёд, предварительно накрыв платком.
В наши дни нарсьюх несколько видоизменился. Корпус стал плоским, так как удерживать на коленях полукруглый гладкий инструмент да ещё играть на нём было неудобно — соскальзывал. Благодаря металлическим струнам и колкам звук стал громким. Произошли и другие перемены. Теперь на нарсьюхе играют не только мужчины, но и женщины. Во всяком случае, в детской школе искусств села Аксарки самые активные обучающиеся игре на этом инструменте — девочки.
Образовательная программа появилась после того, как один из преподавателей, а ныне директор школы Елена Шевцова прошла курсы по обучению игре на нарсьюхе в Ханты-Мансийском автономном округе в национальной музыкальной школе села Саранпауль, где возрождают и пропагандируют музыкальный пласт народа ханты. Там же были приобретены методические сборники с хантыйскими мелодиями и пять инструментов, изготовленных местным мастером, рассказала Елена корреспонденту ИА «Приуралье».
– Нарсьюх отличается от других струнных щипковых инструментов тем, что у него нет грифа, — замечает преподаватель. — Левой рукой закрываем те струны, которые не должны звучать, а правой идёт извлечение звука, который необходим. Пять струн — пять звуков.
Это значит, что ноты могут быть любыми в зависимости от того, как настроен инструмент. От этого зависит высота звука. Поэтому мелодическая линия очень небольшая, и ученики изучают наигрыши — хантыйские, мансийские, а не музыкальные произведения. Для выступления несколько наигрышей соединяют в один, чтобы получилось более интересно и развёрнуто.
– Нот мы не учим, а играем по рукам, то есть преподаватель показывает, а ребёнок повторяет. Или по схемам, — рассказывает Елена Николаевна. — Я перевела наигрыши в табличный вид, изобразила графически. Ведь когда детей много, всем по рукам не успеешь показать, у всех разная скорость мышления и запоминания.
Занятия проводят не только для учеников школы, но и для воспитанников интерната. ДШИ разработала культурно-просветительскую программу «Воспеваю край родной». Ждут здесь и взрослых, желающих освоить старинный национальный инструмент.
Текст: Винера Жуминова
Журнал «Ямальский меридиан», №6 (326)