обновлено: 17:47, 09 ноября 2022
Общество
«Огненный» фотограф: «Мы спешим, но с разными целями. Я – чтобы застать зарево, а они – чтобы его ликвидировать»
Во все времена профессия пожарных вызывала уважение. В схватке с огнём рождаются герои и впечатляющие снимки ямальского фотографа Александра Верховодова. Он знает, какой подвиг скрывается за каждой фотографией, потому что лично присутствует на месте ликвидации пожаров.
Время для чтения ~ 11 минут
Александр Верховодов больше десяти лет работает фото- и видеооператором в Главном управлении МЧС России по Ямалу. Его профессионализм — результат самостоятельной практики и желания видеть в окружающем мире то, что незаметно остальным.
Первый выезд на место тушения огня фотограф помнит в деталях. Горел сарай на улице Республики в Салехарде. Его задача — сделать видеосъёмку и записать комментарий руководителя пожарных.
– Приехал, собрал видеоряд, нужно было вернуться в отдел и дорабатывать материал. Я не удержался и сделал несколько фото. И мне так запала в душу тематика МЧС, что начал целенаправленно снимать в этой сфере, — вспоминает фотограф.
В одном из соседних сараев находилось 700 кг горюче-смазочного материала в двухсотлитровых бочках и канистрах, в другом — наполненные газовые баллоны.
– Меня повергло в шок то, как пожарные идут в этот сарай охлаждать. Горючее их не пугало.
Спасатели поливали бочки, а вокруг — тушили открытый огонь. Один парень выносил треснувший баллон, торопился.
– Хотел его поймать в кадр, нервничал. Он соответственно: «Иди отсюда, не мешай!». Но всё-таки сделал паузу и на миг улыбнулся. Так и получилась фотография с «бомбой» в руках, — вспоминает собеседник.
Первые шаги
Александр родился и вырос в станице Спокойной Краснодарского края. Фотографией заинтересовался в седьмом классе и более двух лет посещал фотокружок в Доме творчества. Но со временем экзамены и подростковые заботы перевесили любимое дело.
В Салехард приехал в 2004 году в поисках работы. И кто бы мог подумать, что именно здесь зарабатывать на хлеб будет фотографией? Александр устроился в городскую студию.
Его путь в фотоделе выпал на период перехода с плёнки на «цифру». Было сложно: оборудование стоило дорого, прошлых знаний не хватало.
– В то время интернета не было, информацию о цифровой фотографии взять было неоткуда. Вычитывал что-то в инструкциях, соображал, экспериментировал, — вспоминает Александр.
Так, на протяжении восьми лет он снимал горожан на документы, это помогло совершенствовать знания и навыки.
Знакомство со спасателями
В службу МЧС его пригласил Александр Суханов, знакомый спасатель.
– Он пришёл в фотостудию, завязался разговор о пожарах. Говорит мне: «Иди к нам в пресс-службу, будешь с нами ездить». Так и получилось.
В ведомстве Александр работает с 2012 года, тогда же впервые прислал свои фотографии на Всероссийский фестиваль по тематике безопасности и спасения людей «Созвездие мужества».
– Отправил фото со своего первого пожара и сразу победил в региональном этапе, — вспоминает автор.
На протяжении шести лет его работы занимали первое место в региональном туре фестиваля, а в 2014 году Александр стал лучшим фотографом на всероссийском этапе.
В 2017-м автор оформил фотовыставку «Вглядись в лицо героя» в Салехарде и вновь стал лучшим фотографом в системе МЧС России.
– Потом мою номинацию убрали, и я остался непобеждённым. Это очень приятно, потому что победить в конкурсе легко, а удержаться — уже другой вопрос, — признаётся собеседник.
Поймай, если сможешь
На вопрос, есть ли такие, кто совсем отказывается фотографироваться, собеседник, не раздумывая, отвечает: «Да они все отказываются!». Многие спасатели не хотят, чтобы их фотографировали.
– Когда вижу их взгляды и понимаю, что не нужно нажимать на кнопку, я отвернусь и уйду. Но если момент меня заинтересовал, всё равно зайду с другой стороны, возьму объектив с длинным фокусом и сделаю снимок.
Со временем пожарные привыкли к Александру и даже выделяли место в машине на выездах. Они знали, что фотограф будет мешаться, но давали добро: понимали, что это его работа.
За годы съёмки Александр сформировал свой способ поймать хороший момент:
– Держу спасателя в объективе, он увлёкся работой, бегает, суетится, постоянно в движении. Хочется поймать лицо, взгляд его увидеть. В какой-то момент я его громко окликну, он на мгновение останавливается, и раз — поймал.
Прямо в пламя
Александр вдохновлён теми, кого снимает, — это очевидно. Большинство фотографий появилось лишь по его инициативе. В офисе он слушает рабочую рацию и старается успеть туда, где открытый огонь, спасают пострадавших. В его распоряжении считаные минуты, что — бы успеть сделать кадры.
– Чувствую, наверное, одно и то же с пожарными. Но разница в том, что я мчусь, чтобы запечатлеть зарево, а они — чтобы его ликвидировать.
Огонь — свирепая стихия
В его деле есть свои трудности. Нередко фотограф опаздывал на выезд, ведь пожарные собираются быстро. В таких случаях добирался на своей машине — без прогрева, легко одетый и обязательно что-то забывал.
Много техники с собой возить не получается, ведь на пожары выдвигаются экстренно. Да и всегда есть риск потерять её на месте огня.
– Как-то раз тушили барак под руководством офицера службы пожаротушения Тимура Рябикова. Он работал со стволом, одновременно раздавал команды бойцам. Я начал подходить ближе — обжигает. Стерпел, съёжился, сфоткал — и тут же обратно, на безопасное расстояние. Смотрю на фотоаппарат, а бленда (приспособление на объективе) свернулась в трубочку — такая температура была, — вспоминает автор.
На выездах случались и взрывы. Однажды бойца сдуло с крыши взрывной волной. Парень упал мягко — в сугроб. От волны и температуры масса снега за спиной у Александра подтаяла и съехала с крыши. Он услышал шум и неосознанно сделал шаг назад — не зацепило.
Обработка
Хорошие снимки — штучное явление. Автор признаётся, что отснятого материала выбрасывает много. Мешают дым, темнота и спешка. В таких условиях сложно сфокусироваться и подобрать настройки.
– За один выезд могу сделать сотню снимков, выберу два. Хорошо, если выйдет десяток, — поясняет собеседник.
Фотографировать на пожаре особенно сложно в мороз — руки коченеют. Пару раз Александр получал обморожение пальцев, но в процессе съёмок не замечал этого.
Борцы с пожарами — особые люди
Рассказывая о своём деле, фотограф неосознанно переводит разговор с себя на спасателей.
Особо выделяет команду службы пожаротушения — профессионалов под руководством Юрия Михайловича Шульгина: Вадима Голочалова, Александра Суханова, Тимура Рябикова, Максима Шутова, Георгия Фанина.
– Профи большого уровня, на их счету много вовремя потушенных пожаров и спасённых жизней. Это ангелы-хранители города. Любому можно завязать глаза, и он будет по рации всё координировать. Пока есть такие офицеры, наш Ямал в безопасности, — рассказывает Александр.
Рассуждая о сложностях своего дела, отвечает:
– Когда эти товарищи работают, я знаю, что всё будет в порядке. Они вынесут спасённого как угодно, в любых условиях. Поэтому в работе не задумывался о страхе за людей.
На снимках Александра рядом с бесстрашными героями запечатлены и те, кто оказался внутри пожара и мог пострадать. Спасённым свои фотографии Александр не отдаёт, но после каждого выезда старается выкладывать их в соцсети, чтобы люди знали, как и в каких условиях работают пожарные.
– Ребятам тоже нравится, у них остаётся память. Многие подходят, благодарят. Мне приятно, — говорит фотограф.
Вблизи опасных ситуаций
Показывать работу пожарных Александр считает своей миссией. Его возмущает, когда в соцсетях пишут негативные комментарии. Как правило, это люди из числа случайно наблюдавших «зевак».
– Горит дом, вокруг него бегает спасатель с рацией и постоянно что-то говорит. Проходящий мимо видит: техника стоит, один человек расхаживает вокруг горящего дома, никого вокруг нет. И начинает строчить в интернете, что ничего не делается. Но этот сторонний наблюдатель даже представления не имеет о том, что в первую очередь пожарные бросают силы внутрь здания — на поиск людей, взрывоопасных предметов и очага. Руководитель остаётся снаружи и по эфиру ориентирует бойцов в помещении. Объясняет, что проверить, корректирует их. Большинство людей этого не понимают. Меня это очень расстраивает.
Пересматривая его зрелищные снимки, понимаешь: секрет прост — Александр любит то, что делает. Он вдохновлён работой и теми, с кем его свёл трудовой путь. Видит то, что не замечают другие. Александр говорит фотографией. Каждый снимок — о важном моменте прошлого, каждая картинка хранит в себе рассказ. И пусть в его историях всегда будет счастливый конец.
Александр мечтает открыть фотостудию, чтобы развивать собственное дело и фотографию — учиться, познавать, обучать других. Пожелаем ему успехов, хороших моментов и благодарных учеников.
Текст: Анастасия Шумакова
Журнал «Ямальский меридиан», №2, 2022 г.