Осторожно, острый экспонат. В Салехарде прошла выставка ножей — произведений искусства | «Красный Север»
0°C

обновлено: 20:07, 22 сентября 2022

Общество

Осторожно, острый экспонат. В Салехарде прошла выставка ножей — произведений искусства

Кухонный и охотничий, боевой и садовый, канцелярский и хирургический… Ножи бывают разные, всё зависит от назначения. Но главный музей Ямала предлагает посмотреть на нож не как на рабочий инструмент, а как на произведение искусства.

Время для чтения ~ 8 минут


Одно из правил поведения посетителей в музее гласит: «Смотреть можно — трогать экспонаты нельзя». Мало того, сами музейные работники, прежде чем взять предмет в руки, надевают специальные перчатки. В таких вот перчатках корреспондента «ЯМ» и встретил куратор выставки «Нож как искусство», которая проходила в июле в окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского.

– В экспозиции представлены не просто ножи, а целые скульптурные композиции из бивня мамонта, рога лося, рога горного барана, клыка моржа, лиственницы, сосны, бамбука, стали. Искусно выполненные, они имеют большую художественную ценность, — говорит старший научный сотрудник отдела музейных фондов МВК Алёна Жданова. — Отмечу, что ранее эта коллекция ножей в стенах музея не выставлялась. Фонды она пополнила совсем недавно — в 2018–2021 годах.


Клинок композиции выполнен в традиционной форме хозяйственного ножа-уляка, характерного для народов Чукотки. Ножи-уляки делятся на мужские и женские. Основная функция мужского — колоть, женский используется исключительно для резки и разделки. Интересно, что двух одинаковых ножей не бывает — каждый делают индивидуально.

Нож «Морж». Автор - Василий Моисеев. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Нож «Морж». Автор - Василий Моисеев. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

Какого ты роду-племени?

Авторы композиций — мастера резьбы по кости из Салехарда, Тюмени, Москвы и Якутии Сергей Лугинин, Роман Петров, Василий Моисеев, Сергей Тарасов. В своих работах они отразили особенности культуры разных народов. Например, Сергей Лугинин обратился к традиционной культуре удэгейцев. Основным занятием этого коренного малочисленного народа Дальнего Востока всегда была охота. Отправляясь на промысел, мужчины брали с собой лук, стрелы, копьё и два ножа. Один нож — с прямым длинным лезвием и короткой рукоятью — предназначался для разделки туши животного. У второго, под названием «Афили», ручка была длинной, а лезвие коротким и кривым. В повести Владимира Арсеньева «Дерсу Узала», написанной после исследовательской экспедиции по Уссурийскому краю 1907 года, говорится, что этот нож заменял владельцу «шило, струг, буравчик, долото и все прочие инструменты». Художник взял афили за основу, а рядом «посадил» на пенёк мужчину с курительной трубкой во рту. По умиротворённой позе можно догадаться, что хозяин ножа отдыхает после работы.


Афили — один из двух традиционных ножей удэгейцев, коренного малочисленного народа Дальнего Востока.

 Нож «Афили». Автор — Сергей Лугинин. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Нож «Афили». Автор — Сергей Лугинин. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

А рядом другая сценка — индейский воин вот-вот бросится в бой. Об этом говорит выражение его лица и нож, поднятый над головой.

– У индейцев Северной Америки самым распространённым был нож-кинжал под названием «Хвост бобра», обоюдоострый, с широким клинком. Именно такой и показан в композиции, — рассказывает Алёна Юрьевна. — Здесь же присутствует скульптурное изображение тотемного животного рода, к которому относится воин, — бобра. Род Бобра был в числе восьми родов у гуронов, некогда могущественного индейского племени.

Не менее выразительно лицо ещё одной скульптуры — пожилой цыган радуется, что удалось увести коня. Композиция так и называется — «Конокрад». Главный «герой» здесь — чури, в переводе с цыганского языка — нож. Чури редко ковали специально, клинок обычно делали из уже отработавшего своё кухонного ножа, старого сточенного напильника или обломков полотна пилы. Рукоять изготавливали из дерева или кости, часто украшали резьбой. Длина ножа не должна была превышать десяти сантиметров, чтобы его можно было носить за голенищем сапога.


Для любого охотника нож — вторая по значимости вещь после ружья. Хороший охотничий нож — это твёрдый, гибкий, не слишком короткий клинок и прочная, удобная, не скользкая рукоять. Такой нож универсален: его используют для разделки добычи, им же строгают колья и прутья для ловушек, отбиваются от подранков и добивают зверя.

Нож «Охотник». Автор — Роман Петров. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Нож «Охотник». Автор — Роман Петров. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

Есть туми — будет удача

В соседней витрине — ножи ритуальные. Так, древние инки во время жертвоприношений использовали туми — нож с полукруглым лезвием и треугольной или трапециевидной рукояткой с изображением бога Наймлапа. Также при помощи этого ножа проводили трепанацию черепа в лечебных целях. Сегодня туми считается символом удачи, жители Перу вешают его дома на стене. Кроме того, правительство страны приняло изображение ножа в качестве символа в туристической отрасли.

– На выставке представлена авторская версия ножа, но при этом его клинок отвечает традиционной форме туми, — обращает внимание Алёна Жданова. — А клинок следующей композиции создан по подобию ножей, которые до сих пор используются в Кении для обрезания. У африканских народов этот обряд является одним из важнейших, он знаменует переход мальчика из детства во взрослую жизнь. Раньше процедуре подвергались и девочки, за такую невесту давали больший выкуп. В 2011 году правительство страны законодательно запретило женское обрезание.

Третий раздел выставки — ножи тематические. Здесь сразу обращает на себя внимание композиция «Рак». В этой работе автор Сергей Тарасов отразил своё видение поведения животного в естественной среде: «На деревянной подставке — обломок затонувшего судна и осколок от разбитой амфоры. По обломку в сторону воткнутого ножа ползёт рак с монетой в клешне. Рак — властелин водной тьмы и всего, что находится на дне. В данном случае он уже завладел монетой и тянется к ножу, рукоять которого выполнена в виде такого же рака, как бы подчёркивая то, что эта находка не случайна и этот нож принадлежит ему».


Композиция — одна из работ мастера в серии «Знаки зодиака».

Нож «Рак». Автор — Сергей Тарасов. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Нож «Рак». Автор — Сергей Тарасов. Фото: предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

Всего вниманию посетителей представлены восемнадцать скульптурных композиций. По словам Алёны Ждановой, экспозиция любопытна историкам, этнографам, искусствоведам, культурологам, краеведам и всем интересующимся искусством резьбы по кости.


Текст: Ирина Китаева Журнал «Ямальский Меридиан»


0

0

0

0

0

0



обновлено: 20:07, 22 сентября 2022

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан»