Первое ямальское лето «Як-40» и его экипажа | «Красный Север»
0°C

обновлено: 14:22, 18 августа 2023

Общество

Первое ямальское лето «Як-40» и его экипажа

Летом 1973 года жители окружной столицы и её окрестностей получили возможность отправиться в отпуск на новом комфортабельном судне.

Время для чтения ~ 6 минут


Пятьдесят лет назад из Салехарда в Тюмень начали летать реактивные самолёты «Як-40».

«Мы наблюдали, с каким интересом и волнением пассажиры ждали посадки. И когда комсомолка Рада Храбская, старшая смены в отделе перевозок, наконец объявила, что можно проходить в самолёт, люди заулыбались. Чему? На этот вопрос все ответили коротко: «Самолёту».

Эти впечатления зафиксировали корреспонденты окружной газеты «Красный Север» в 1973 году, когда из Салехарда в Тюмень полетел первый реактивный самолёт «Як-40». По сравнению с «Ан-24» новая машина экономила пассажирам 50 минут. «Як-40» был оборудован системой кондиционирования, отличался высоким для того времени уровнем комфорта для лётного состава и пассажиров. Крейсерская скорость составляла 550 километров в час. Рейс до Тюмени занимал два часа и пять минут и проходил на высоте более шести тысяч метров. Самолёт включал 32 посадочных места.

Фото: предоставлено из фондов МБУК «Ямальский районный музей»
Фото: предоставлено из фондов МБУК «Ямальский районный музей»

Первому пассажирскому полёту «Як-40» предшествовал его технический рейс из Тюмени в Салехард в мае 1973 года. Самолёт вёл экипаж под командованием Геннадия Зайцева — личности легендарной, сыгравшей большую роль в становлении и развитии авиации на Ямале. В составе экипажа — второй пилот Игорь Антропов и бортмеханик Виктор Швабауэр.


«Як-40» в Салехарде ждали с большим нетерпением. В тот день взгляд встречающих был устремлён на горизонт. Вначале послышался звук, а за ним появилась «блистающая в солнечных лучах птичка». Самолёт сделал большой круг над Салехардом и Лабытнанги и пошёл на снижение. Был организован короткий митинг.

1970-е годы для автономного округа были временем активного освоения территории. Это требовало больших материальных затрат и человеческих ресурсов. Развивалось производство, строились новые города и посёлки. И как подарок ямальцам — новейший самолёт и возможность быстро и комфортно добраться до Большой земли.

Надежда Королёва, бортпроводница «Як-40», летавшего из аэропорта Салехарда, рассказывает о первых рейсах:

– Каждый день по 32 пассажира. Мы летали по маршрутам Салехард — Тюмень и Салехард — Воркута. На первых рейсах формы не было, отличительных знаков тоже никаких: чёрная юбочка, белая блузка и комсомольский значок. Лишь потом нам выдали ткань, и в мастерской мы сшили небесно-голубые костюмы. Пассажирам мы предлагали карамель «Взлётная» и газированную воду в стеклянных стаканчиках — всё было очень красиво.

С начала эксплуатации нового типа самолёта на Ямале появились и бортпроводники. В числе первых была Надежда Королёва. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
С начала эксплуатации нового типа самолёта на Ямале появились и бортпроводники. В числе первых была Надежда Королёва. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Освоение новой воздушной машины предъявляло и новые требования по обслуживанию пассажиров. На самолёт выделялся один бортпроводник, он обеспечивал соблюдение правил техники безопасности и максимальный комфорт в перелёте.

Надежда Александровна вспоминает:

– О месте вылета и прилёта мы объявляли с первых рейсов. Вместе с командиром Борисом Александровичем Ширыкаловым впервые подготовили информацию о протяжённости пути, маршруте, времени полёта. Говорили без микрофонов до запуска двигателей и после выключения при посадке. В 1970-е годы нам также нужно было озвучивать информацию о населённых пунктах, над которыми пролетал самолёт.

География полётов расширялась. В 1970-е годы, кроме Тюмени, «Як-40» из Салехарда летал в Воркуту, Москву, Омск и Свердловск. Позже появились вылеты в Москву и Тюмень из Надыма. Большинство рейсов включали остановки по пути следования. Например, направляясь в Москву, самолёт делал посадку в Ухте и Кирове. Стоимость билетов из Салехарда до Тюмени составляла 30 рублей, а до Москвы — 39 рублей. В 1980-е годы добавился рейс до Ленинграда. «Як-40» летал и по региону — в Мыс Каменный, Надым, Новый Уренгой, Сабетту и Тарко-Сале.


Служба по делам архивов ЯНАО продолжает акцию «Сохраним историю ямальской авиации», посвящённую 100-летию гражданской авиации в России. Любой желающий может передать в фонды окружного Государственного архива документы, отражающие историю образования и развития гражданской авиации на Ямале: фотографии, воспоминания, аудио- и видеозаписи, рассказывающие о руководителях, работниках и ветеранах отрасли.

Подробнее об акции — по телефону 8 (34922) 9-87-44 или на сайте службы.


Текст: Виталий Затлер

Журнал «Ямальский меридиан», № 7, 2023 г.


2

0

2

0

0

0



обновлено: 14:22, 18 августа 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, Самолеты, Авиация