обновлено: 14:22, 29 августа 2023
Общество
По стопам полярных лётчиков
Разные дороги приводят людей на Ямал. Кто-то прибыл сюда по зову комсомольской путёвки, кто-то приехал вслед за второй половиной. А для нашей героини всё началось с прочитанной в детстве книги. Она так вдохновилась историей литературного персонажа, что тоже решила выбрать для себя суровый, но романтичный путь.
Время для чтения ~ 7 минут
Мы встретили Ярослава и Александру в загсе 14 февраля, когда приехали туда с заданием узнать истории пар, которые решили расписаться в этот день. Но в случае с этими молодожёнами День святого Валентина оказался ни при чём — ребята приурочили своё бракосочетание к столетию гражданской авиации России — 9 февраля 2023 года. Именно авиация связала эту пару, потому что оба они — пилоты!
Нежную невесту с распущенными волосами и в длинном платье сложно было представить в такой нетипичной профессии. Но когда мы оказались на её рабочем месте, всё встало на свои места. Строгая причёска и наушники, брюки и свитер с погонами, галстук и рубашка — и она уже смотрится органично в кабине вертолёта, который готовится вылететь на дальнее ямальское месторождение.
«... Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души. Я стремился на Север, к профессии полярного лётчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу».
Вениамин Каверин «Два капитана»
Первым делом просим провести экскурсию. Саша говорит чётко, как по уставу. Педаль, отвечающая за рулевое управление, ручка циклического шага и шаг-газ, который отвечает за изменение угла установки лопастей несущего винта. А помогает пилотам спутниковая навигационная система и пилотажно-навигационное оборудование. Человек, который каждый день видит нашу землю с высоты, рассказывает, что тундра наша бескрайняя, похожая на белую пустыню. Здесь есть свои сложности в пилотировании, к примеру, когда при посадке накрывает снежным вихрем, но всё это — бесценный опыт для авиатора.
– Как вы оказались на Ямале?
– В детстве прочитала книгу известного писателя Вениамина Каверина «Два капитана». Там главный герой Саня Григорьев стал полярным лётчиком, нашёл экспедицию капитана Татаринова и тем самым доказал свою любовь к девушке. Меня эта история очень впечатлила. Вот так, с детства меня пленили Север и авиация. Таким образом, я здесь. Хорошие книги дарят нам мечты.
Кажется, в 21-м веке остались в прошлом времена, когда юное поколение грезило романтикой. А наша героиня, рождённая в конце 1990-х, выбрала небо, в то время, когда её сверстники получали офисные специальности.
После девятого класса Саша поступила в суворовское училище. На этот период пришлись первые прыжки с парашютом и первые настоящие полёты. Поднимались в небо на планере «Л-13 Бланик» и на самолёте «Як-52». Особенно запомнился момент, когда они с инструктором отрыли блистер (это своего рода окно в летательных аппаратах) и… потрогали облако рукой. Оно оказалось мокрое! Во время первого прыжка с парашютом девушка тоже попала в облако, и вся одежда намокла.
– Как реагируют на вас пассажиры-мужчины?
– По-разному. Одни поддерживают, дескать, молодец. Кто-то реагирует не очень, но я привыкла и не обращаю внимания. Стереотипы. Надо их просто развеять — и всё.
После суворовского училища был Омский лётно-технический колледж. Здесь она впервые попробовала управлять вертолётом и сразу поняла, что эта машина — её! По словам девушки-пилота, вертолёт в управлении несложен. Основной нюанс в том, что машина неустойчива, её сложно удержать — но это лишь на начальном этапе. С практикой приходят нужные навыки.
После окончания учёбы Александра Макеева приехала работать на Ямал. Этот регион впечатлил белыми просторами до самого горизонта и производственными объектами, которые расположились практически на краю земли. Огни промыслов — словно оазис среди снежной пелены. А ещё интересно наблюдать с высоты за стойбищами коренных народов Севера с многочисленными оленями и аккуратными чумами. Полгода девушка работала в Надыме, летала на Бованенково, Харасавэй. Условия там суровые, но вполне пригодные, чтобы жить и работать, делится впечатлениями Александра. Сейчас пилот Макеева «базируется» в Новом Уренгое: летает в Новый Порт, доставляет рабочих на месторождения Тазовского района.
Как и у Сани Григорьева из книги «Два капитана», для Саши Макеевой авиация также связана с романтической историей. На их курсе в лётном колледже было пять девчонок и больше ста парней. Покорить сердце красавицы удалось Ярославу Солодкову. За сильным характером своей избранницы он рассмотрел утончённость и нежность, которые хочется оберегать.
– Куда ещё хотелось бы полететь?
– Мне интересно попробовать себя в работе в горной местности. Но это после освоения Севера.
Мы пытаемся найти в кабине этого вертолёта какой-то женский аксессуар — припрятанную где-то помаду. Но пилот Макеева снова чеканит: «Всё за бортом». Не потому, что нельзя. Просто ей это здесь не нужно. А в качестве зеркальца вполне годится то, что прикреплено к кабине снаружи. И только идеальный маникюр на пальцах, переключающих датчики, выдаёт во втором пилоте ту самую нежную натуру. Ту девчонку, которая нашла свою мечту на страницах романа о полярных лётчиках.
Текст: Анна Мирошниченко
Журнал «Ямальский меридиан», № 7, 2023 г.