Пролетая над Тазовской тундрой | «Красный Север»
0°C

обновлено: 14:07, 27 декабря 2022

Общество

Пролетая над Тазовской тундрой

Люди, которые когда-то работали в автономном округе, вспоминают, что привело их на Ямал и о жизни на «краю земли».

Время для чтения ~ 6 минут


Александр Ивкин сегодня живёт в Омске, переехал туда после выхода на заслуженный отдых. А когда-то он более тридцати лет летал над Тазовской тундрой, на пенсию ушёл с должности командира авиационной эскадрильи Тазовского филиала авиакомпании «Ямал». С теплотой он рассказывает об арктическом регионе и годах работы в северном небе.

– Тундра особенно красива с высоты. А сколько явлений наблюдал, которые с земли, скажем так, не увидишь. К примеру, летели как-то в марте из Тибей-Сале в сторону Газ-Сале, снизились метров на сто. И видим: почти из одной точки выскочили одновременно заяц и лиса и побежали параллельно друг другу в сторону от вертолёта. Между ними метров десять, но они не замечали друг друга. Так интересно было наблюдать за ними. А однажды увидел переход лосей. Голов сорок на север шло. До этого видел только по нескольку особей, а такой большой переход впервые. Впечатлил! Даже специально круг сделал, чтобы рассмотреть внимательнее, — вспоминает Александр Викторович.

Победила винтокрылая машина

В детстве он, как и многие мальчишки, хотел управлять самолётом. Но один случай изменил всё.

– Я жил в Учкудуке, школьником занимался в авиамодельном кружке. Однажды к нам в город прилетел вертолёт. Наш руководитель всех повёл посмотреть на «авиамодель» в реальном размере. Побывав в кабине вертолёта, я понял, что хочу остаться именно здесь.

Местом учёбы Александр выбрал Кременчугское лётное училище. К поступлению готовился с помощью брата, который тоже учился на пилота. Дисциплина в училище была строгая: получил двойку — в увольнение не пойдёшь. По окончании, в 1982 году, он получил распределение в Николаевск-на-Амуре, но поменялся, чтобы поехать вместе с друзьями. Так и попал в Тазовский.

Александр Ивкин. Фото: Роман Ищенко
Александр Ивкин. Фото: Роман Ищенко

Карьера Ивкина развивалась последовательно: второй пилот, командир вертолёта, командир звена, пилот-инструктор, заместитель командира эскадрильи. Параллельно с работой учился, получил высшее образование по специализации «инженер-пилот». На должности командира эскадрильи занимался организацией лётной работы авиационного подразделения, воспитанием и подготовкой молодых пилотов. В среднем у него было двенадцать экипажей, каждый состоял из пилота, второго пилота и бортмеханика.

– Тазовский — специфический район, не каждому доверишь тут летать. Должен быть выработан идеальный глазомер, потому что снег, конденсат от выхлопных газов ухудшают видимость. Прилетел на место, нашёл точку — надо построить круг, сделать его и зайти на посадку так, чтобы её не потерять.

Из-за снежной белизны теряется горизонт, поэтому порой полностью переходишь на приборное пилотирование. Поможет только опыт, без него в тундре делать нечего, — убеждён Александр Викторович.

Знать местность как свои пять пальцев

Главным для новичков Ивкин называет умение ориентироваться по карте. Он сам перед полётами всегда тщательно изучал план местности в кабинете.

– Поначалу и у меня случалась временная потеря ориентации: возвращались, искали, выходили на близлежащие ориентиры. Потом узнал практически весь Тазовский район: где какой холмик находится, какая речка протекает. Облетали и Тюменскую область, и в Красноярском крае бывали, в Омске.

Работать с картами будущих пилотов учат ещё в училище, но польза практического применения этого умения ощущается только во время полётов.

– С появлением спутниковых карт стало легче, сейчас штурманская служба практически исчезает, на всех больших самолётах используют электронные карты. А раньше мы её наизусть заучивали, потом рисовали: где какой пункт, какая река, на каком расстоянии от Тазовского находится. Визуальная ориентировка была основной. Сейчас навигатор, конечно, хороший помощник, но он практически лишает молодёжь необходимости изучения районов полётов. А пилот должен ориентироваться, знать дорогу на 15–20 километров вперёд, и если он не умеет работать по карте, в случае сбоя связи просто «ослепнет». Мы новеньких учили работать с бумажными картами: убирали навигаторы и заставляли следить за полётом по бумаге, — рассказывает лётчик.

Жизнь без авиации на Крайнем Севере невозможна. А работать в суровых условиях Арктики могут только смелые и мужественные люди. Александр Ивкин верит, что те, кто пришёл на смену ему и его коллегам, будут так же ответственно относиться к своему делу.


Текст: Елена Герасимова

Журнал «Ямальский меридиан», №11, 2022 г.


1

0

0

0

0

0



обновлено: 14:07, 27 декабря 2022

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала