«Прошу направить меня на Север». Из истории освоения неба над Арктикой | «Красный Север»
0°C

Общество

«Прошу направить меня на Север». Из истории освоения неба над Арктикой

Имя Серафима Антюшева знакомо немногим, между тем он был одним из тех, кто в тридцатые годы прошлого века осваивал небо над Российской Арктикой. Отважный лётчик, оставивший свой след непосредственно в истории Ямала.

Время для чтения ~ 8 минут


Открытый взгляд, приветливая улыбка… Таким запечатлён Серафим Антюшев на фотографии, сделанной в 1939 году. Небольшой снимок опубликован в документальном издании об авиации Красноярского края, выпущенном Сибирским федеральным университетом. Рядом с Антюшевым стоят бортмеханик Писарев, командир Алексеев и бортмеханик Краснов. На заднем плане — самолёт S-43 Н-207, на котором экипаж проводил преднавигационные разведки в западном секторе Арктики (к этому сектору относятся территории от Мурманска до Дудинки). А за четыре года до этого, восьмого февраля 1935-го, Серафим Иванович, управляя самолётом Н-55, официально открыл регулярную воздушную линию Тюмень — Салехард.

Беспокойная юность

Об Антюшеве известно, что родился он в городе Алатырь Ульяновской губернии в январе 1904 года. Уже в четырнадцать лет стал участником Гражданской войны, сражался под Казанью против Колчака. В двадцатых годах активно осваивал профессии авиатехника и лётчика. С 1931 года он — пилот Гражданского воздушного флота (ГВФ): Западно-Сибирского управления ГВФ, Московского управления ГВФ, Агитэскадрильи имени Максима Горького, аэростанции Омск. С 16 июля 1934-го Антюшев — пилот Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути.

Тюменский историк Игорь Ермаков в статье о полярной авиации писал, что Антюшев не только открыл воздушную трассу Тюмень — Салехард, но и «совершил первый перелёт Тюмень — Самарово и удачно приземлился в пяти километрах от социалистического городка Остяко-Вогульска (ныне — город Ханты-Мансийск). Приказом Управления полярной авиации Главсевморпути № 47 от 25 марта 1937 года в Обской авиалинии сформирован первый линейный отряд в составе 12 машин под командованием Серафима Ивановича Антюшева. Он действовал на линиях Тюмень — Салехард и Тюмень — Сургут — Ларьяк».

Курс — на Белый

В те годы работа полярных лётчиков была чрезвычайно трудной и опасной: переменчивая погода, маломощные двигатели, несовершенное навигационное оборудование — летать нередко приходилось «на глаз»… Кабины экипажей зачастую были открытыми, и температура в них была такая же, как за бортом. По рассказам отличника Аэрофлота Петра Панова, не все соглашались работать на Севере. Любой полёт мог стать последним.

Серафим Антюшев был человеком смелым и отважным. Ещё одно доказательство тому нашёл ямальский журналист Юрий Морозов. Он выяснил, что первый полёт на остров Белый совершил именно Антюшев. Произошло это 15 марта 1937 года. Лётчик выполнял рейс по маршруту Салехард — фактория Гыдоямо, когда пришло сообщение, что заболела врач зимовки острова Белый. Антюшев отправился туда. Позже он рассказывал корреспонденту центральной газеты «Известия»: «Перелёт расстоянием около 700 километров совершён на большом двухмоторном самолёте Н-121 в течение трёх часов. Летел на высоте 1200 метров со скоростью 250 километров в час. На борту имелось пять человек команды и пять пассажиров с зимовки Гыдоямо. Всё время поддерживал радиосвязь с Белым. После вылета я поговорил по радиотелефону лично с начальником острова товарищем Масловым обо всех моментах, касающихся посадки, благодаря этому площадка была подготовлена удовлетворительно.

Посадка на острове Белом прошла хорошо, коллектив зимовщиков много потрудился над устройством посадочной площадки размером 70 на 1000 метров. Самолёт был прирулен прямо к жилым помещениям на расстояние 50–60 метров. Коллектив зимовщиков устроил нам тёплую встречу. А самочувствие больной Умовой улучшилось, и она осталась на острове Белом».

Уже следующим утром самолёт отправился в обратный рейс. Антюшев сообщил на Диксон: «Сегодня вылетаю в Салехард. Зимовщики острова Белого проводили так же хорошо, как и встретили. С таким коллективом в Арктике работать легко».

Через несколько часов было получено сообщение: «Пролетаю Новый Порт, держу курс на Салехард. В воздухе уже 4 часа 05 минут, самолёт, моторы в порядке. Передайте сердечное спасибо синоптикам Диксона за отличное обеспечение авиасводками и прогнозом. Над зимовками мыс Дровяной, Тамбей, Сеяга сбросил вымпелом газеты, журналы и почту. До свидания. Борт Н-121. Антюшев».


В 1940 году Указом Президиума Верховного Совета СССР 374 работника ГУ СМП были награждены различными наградами за выдающиеся заслуги в деле освоения Северного морского пути и районов Крайнего Севера и самоотверженную работу в период арктических навигаций 1938-го и 1939 годов. Серафим Антюшев был удостоен ордена «Знак Почёта».


Трагедия над морем

В начале Великой Отечественной войны из самолётов и экипажей Полярной авиации была сформирована 2-я авиагруппа ВВС Северного флота. Она отвечала за защиту морских коммуникаций и проводку судов в северных морях. Чуть больше года Серафим Иванович летал на самолёте конструкции Туполева ТБ-3 («тяжёлый бомбардировщик-3»), а потом случилась болезнь. Какая? Неизвестно. Но боролся он с ней почти полгода. В том же документальном издании СФУ приводится его рапорт начальнику Главного управления ГВФ Фёдору Астахову от 27 февраля 1943 года: «Вернулся из действующей армии по болезни, в настоящее время чувствую себя вполне способным к полётам в гражданских условиях. Работал пилотом с 1931 года беспрерывно в северных условиях (пилот Полярной авиации). И в данное время работа на Севере мне будет полезна для здоровья, советовался с врачом. Ходатайствую о приёме для работы».

Историк Игорь Ермаков отмечает, что судьба лётчика оказалась трагической. В марте 1943 года Антюшев стал пилотом седьмого перегоночного авиаполка трассы «АлСиб», то есть «Аляска — Сибирь». По этой трассе перегоняли самолёты, поставляемые США в нашу страну по договору ленд-лиза. 16 апреля его отозвали для ведения ледовой разведки в интересах Главсевморпути на самолёте С-47 «Дуглас». На этой крылатой машине он и погиб над Карским морем у берегов Новой Земли в двадцатых числах ноября 1943 года.


Текст: Ирина Китаева, Юрий Морозов

Журнал «Ямальский меридиан», №12, 2022 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала