Общество
Протоиерей Вадим Баранов. Универсальный батюшка
Крепко стоящих на земле людей время почти не меняет. Вот и протоиерей Вадим Баранов, первый настоятель Петропавловского храма в Салехарде, как и четверть века назад, бодр и по-детски улыбчив. Да, морщинок чуть больше, но в глазах всё тот же свет и походка без груза лет. Встретишь его на улице — и как будто в прошлое вернёшься, в конец девяностых, когда он впервые ступил на ямальскую землю.
Время для чтения ~ 15 минут
А ещё батюшка, как и много лет назад, весь в хлопотах: воскресную школу из балков собрал, спортплощадку на месте заброшенного котлована организовал, с партийцами о строительстве детского городка договорился. Сил для этой работы ему не занимать — хватало же их для разъездов по Ямалу, и теперь достаточно для того, чтобы окормлять весь Исетский район (административно-территориальная единица в Тюменской области. — прим. автора). И не беда, что своей машины нет. Отправляясь в путь, священник попросту выходит на дорогу и голосует, авось, кто-нибудь подвезёт до нужной деревушки.
– Это счастливые хлопоты, — говорит отец Вадим.
Много ли людей на земле рассуждают таким же образом?
Церковь Петра и Павла проектировал немец Готлиб Цинке, бывший на тот момент Тобольским епархиальным архитектором. За свою карьеру он построил 16 каменных и 29 деревянных церквей, 21 деревянную и 2 каменные мечети, при этом оставаясь лютеранином. Салехардский храм стал самым значимым творением Цинке.
Путь к Богу
Отцу Вадиму выпали действительно счастливые хлопоты — возрождать в людских душах истинную веру и восстанавливать заброшенные храмы. Родился и жил он в Казахстане, крестился в Киргизии, а на путь служения Богу встал уже в России. Что повлияло на выбор профессии?
Сначала отец Вадим жил как большинство сверстников: окончил СПТУ, получил профессию электромонтёра, отслужил в Советской Армии. Вернувшись домой, родных на месте уже не застал и отправился к брату в Сургут. Думал, что ненадолго. На дворе был переломный 1990 год...
– Устроился на работу в совхоз, заселился в комнату рабочего общежития, где жили ребята моего возраста и чуть постарше, — вспоминает батюшка. — Меня поразил режим их жизни: работа — пьянка, работа — пьянка. По воскресеньям большая пьянка. А не выпьешь с ними, значит, не уважаешь. И я понял, что пропадаю.
Отец Вадим и раньше был человеком верующим, поэтому искать спасения пошел в храм. Но нужно было ещё найти этот храм. Церквей в Сургуте тогда ещё не было.
– И вот в 1991 году на Святки, сразу после Рождества, я поехал в Сургутский молельный дом, где вёл службу Владыка Димитрий (Митрополит Тобольский и Тюменский), — продолжает мой собеседник. — Мне там понравилось, начал приходить чаще. Владыка меня заметил, подарил Симфонию и пригласил на учёбу в Тобольскую семинарию. Когда увольнялся, коллеги спросили, дескать, как ты там учиться-то будешь, ты же ругаешься? «Ничего, от бранных слов отучусь», — ответил я.
Путь на Север
Приняли отца Вадима сразу на второй курс. Учился он хорошо, а диплом получал из рук самого Патриарха Алексия Второго! После окончания учёбы молодого священника оставили в семинарии преподавателем церковного пения, литургики и общецерковной истории: педагогических кадров тогда не хватало, и на местах старались справляться своими силами.
– А как-то в декабре уже 1998 года на перемене ко мне обращается Владыка Димитрий и спрашивает: «Не желаешь ли, Вадим, в Салехард на полгода без жены, в командировочку?» — с улыбкой вспоминает судьбоносный разговор батюшка. — Я отвечаю: «Благословите»...
Тогда в Салехарде заканчивалась реставрация дореволюционного храма, и мэр города Олег Демченко запросил у Владыки настоятеля. Так 28-летний православный священник накануне Рождества оказался на Крайнем Севере. С трапа самолета в реанимацию — соборовать прихожанку, потом на телевидение и на службу…
– Сразу стало понятно, что здесь все по-серьёзному, — отмечает собеседник. — До меня салехардскую паству окормлял отец Зосима (Горшунов). Приезжая в Тобольск, он рассказывал, что храм старый, каменный, с печным отоплением. Я так себе его и представлял — закопчённым. А увидел новенький светлый красавец. Даже иконостаса ещё не было. Когда Рождество собирался служить, думал, кто же у меня петь будет?
Выручила Надежда Григорьевна Прыженкова со своим хором. Нашёлся и толковый звонарь-пономарь из местных — Андрей Нестеров. Служба прошла хорошо, и в апреле приехавший Владыка освятил Храм Петра и Павла. Причём, освящение это проводилось уже в третий раз. Первый был ещё при царе — в 1893 году, второй — в 1991-м, на заре возрождения православия. Но потом культовое сооружение долго реставрировали, установили новый иконостас, вот и пришлось его вновь освящать …
– А я, между тем, уже засобирался обратно в Тобольск, но у Владыки были другие планы, — вновь улыбается батюшка. — Пообщавшись с местными властями, он заявил, что раз у меня в Салехарде всё получается, значит, мне и быть настоятелем возрождённого храма.
И остался священник на Крайнем Севере ровно на десять лет. На все Воля Божья!
Приснился священник молоденький…
– В то время в окрестностях Салехарда других священников не было и окормлять приходилось огромные территории от Яр-Сале и Аксарки до Мужей и Харпа. А теперь даже свой Владыка есть! — восхищается отец Вадим. — Как все преобразилось!
Накануне праздника Первоверховных апостолов Петра и Павла батюшка просил «пароходик» и вместе со своим клиром отправлялся в долгое путешествие по обским деревушкам: Салемал, Горки, Азовы, Шурышкары и ещё куда Господь пошлёт. Подплывая к очередному посёлку, били в корабельную рынду или носили её с собой по улицам. Служили, где придётся: в садике и в школьном спортзале. В Мужах, например, был свой молельный дом, а в Яр-Сале собирались в музыкальной школе, в Харсаиме — в заброшенном домике, принадлежавшем местной учительнице.
Сейчас, глядя на боголепные церкви ямальских посёлков, уже трудно представить, что ещё недавно местная паства собиралась на службу как первые христиане — где придётся.
– Но я прибыл не на пустое место, — уточняет батюшка. — В Салехарде уже тогда была крепкая устоявшаяся православная община. Они и без меня постоянно проводили службы мирянским чином (без присутствия священника), благо, была здесь монахиня Ангелина. Собирались в местном детском садике и говорили, мол, если мы не послужим, на нас святые обидятся. Потом недолго был постоянный священник, отец Андрей. При нём на службу собирались в здании старого военкомата...
На первую службу к отцу Вадиму пришли пять человек, затем, десять, пятнадцать... Двести... А на первое Вербное воскресенье собралась полная площадь народа с веточками в руках. А ведь в Салехарде вербу надо заранее готовить — сама она только к Троице распускается. Вот как люди соскучились по Вере!
И нового священника очень ждали. В то время в церковной лавке работала Татьяна Плесовских, так вот она рассказывала, что ей во сне новый батюшка приснился — молоденький, добрый и веселый. Такой и приехал...
И вновь дел невпроворот
– Я благодарен Богу за десять лет службы в Салехарде, — кивает головой отец Вадим. — За это время я научился строить отношения с властями, организациями, больницами и школами, прессой и тюрьмами. Везде желали видеть священника с проповедью. Научился самостоятельно решать административные вопросы. Например, когда храм сдали, то его отопление возложили на нас. А для церковного бюджета это крах! Нет таких денег у прихода! Пришлось мне выступать перед городскими депутатами, доказывать обоснованность нашей просьбы о финансовой помощи. Выделили. В дальнейшем такой опыт мне очень пригодился…
Через десять лет Владыка Димитрий вновь позвал отца Вадима.
– Я на Север никогда не просился, но и уезжать оттуда уже не хотел, — объясняет батюшка. — Даже просил Владыку оставить меня на прежнем месте, но тот настоял. И вот, приехал я в Исетск, а там — маленькая церквушка с бабушкиными половичками. И это после трёхпрестольного храма с паркетом!
Но ничего, Вадим Баранов взялся за дело, и закрутилось, завертелось… А главное — ещё в Киргизии местный батюшка «сватал» молодого прихожанина поступать в Московскую духовную семинарию, но тот подался на севера. Душу все эти годы тяжесть давила, что приход бросил, и батюшку подвёл. Будто от Божьей Матери отвернулся. В 2007 году отец Вадим, наконец, собрался и свозил свою семью в Киргизию. Показал детям церковь, в которой крестился, могилки родительские. В том же году получил указ на Исетское и понял, что Божья Матерь простила...
– Мне повезло, меня всегда окружали хорошие люди, — вспоминает с благодарностью свою паству батюшка. — Конечно, у коренных народов Севера быт и культура значительно отличаются от привычных, а славяне что на Севере, что на Юге, везде одинаковы.
Кстати, и с мусульманскими священнослужителями у отца Вадима сложились очень добрые отношения. Помимо общих пастырских целей их объединяет борьба с извечным злом — алкоголизмом.
Храмы строят Бог и прихожане
К сожалению, к Богу многие люди тянутся только на словах. Отец Вадим сетует, что крестил в районе более трёх тысяч человек, а на службу в церковь приходит лишь несколько десятков. С другой стороны, когда отец Вадим перевёлся сюда, на весь район было четыре церкви, а сегодня уже одиннадцать! Значит, тянется народ к Богу. Церкви не грибы — сами не растут.
– Я не строитель, хотя в армии служил в строительных войсках. И то, что при мне храмы восстанавливались и новые церкви строились, — не моя заслуга, а Божья, и прихожан, — говорит отец Вадим. — Я лишь благословлял: хотите церковь строить — помоги Господи! Я даже когда в Салехард ехал, боялся, что придётся там строить храм. А приехал на всё готовое и пришлось сразу строить души человеческие.
На всё Воля Божья
– Жить по промыслу Божьему очень легко, — говорит батюшка. — Нет машины, а я вышел сегодня на дорогу с мыслью, что кто-нибудь подберёт, и первая же машина остановилась. Нравится велосипед, а вот к автомобилю тяги нет...
Ещё отец Вадим любит читать и петь, хотя судить о собственном музыкальном слухе не берётся.
– Бывает, на службе некому петь, так я сам пою, сам читаю, сам кадило подаю, — откровенничает собеседник. — Я универсальный батюшка. И мне это нравится!
Отец Вадим изредка наезжает в Салехард, теперь всё больше по печальным поводам — в последний раз на похороны прихожанки. Север вспоминает с теплом и светлой грустью, людей — с душевной радостью:
– Хочу пожелать своим прихожанам крепости духовной и поступать по совести, — напутствует северян отец Вадим. — А о материальном не думайте, материальное у нас всё есть.
На протяжении всего разговора отец Вадим постоянно повторял, что сам он ничего не сделал. Все храмы строили и восстанавливали люди с Божьей помощью. В этом и есть Высшее Провидение: делая своё дело, казалось бы, малое и незаметное, мы сами порою не понимаем, в каких великих делах участвуем.
Текст: Владимир Заводовский
Журнал «Северяне», № 4, 2023 г.