Речная статистика: почему ямальцы выбирают путешествия по воде | «Красный Север»
0°C

Общество

Речная статистика: почему ямальцы выбирают путешествия по воде

Водный транспорт — один из самых быстрых и безопасных. На Ямале он не просто востребован: до некоторых населённых пунктов путь по воде — единственный. В этом году речники установили новый рекорд: только за первую половину сезона они перевезли 33 тысячи пассажиров.

Время для чтения ~ 7 минут


Это на две тысячи человек больше, чем было годом ранее в тот же период, и сравнимо с населением целого города. Достичь таких внушительных цифр удалось за счёт увеличения количества летних рейсов, когда многие ямальцы в буквальном смысле отчаливают в отпуска. Больше всего на маршруте от Салехарда до Яр-Сале: за 48 рейсов по воде перевезли 11 тысяч пассажиров, и межрегиональном маршруте Берёзово — Салехард — Мужи, которым воспользовались 13 тысяч человек.

– Водное сообщение — это основной летний вид транспорта на Ямале, которым жители могут добраться в отдалённые населённые пункты. Субсидирование пассажирских перевозок продолжится, это позволит сдерживать рост стоимости проезда для пассажиров, — отметил Алексей Костогрыз, начальник отдела развития водного транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.

Паромная переправа. Фото: предоставлено департаментом транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО
Паромная переправа. Фото: предоставлено департаментом транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО

Межмуниципальный маршрут Салехард — Лабытнанги субсидируется с 2011 года: пассажиров перевозят бесплатно, а автомобили — по льготным тарифам. Шесть паромных составов работают в круглосуточном режиме. Каждый из них представляет собой речной буксир-толкач и плоскодонную баржу-площадку для перевозки людей и машин, 15 минут — и вот вы уже в другом городе.

Пассажирская навигация продлится в округе до середины осени, паромная — до начала ледостава. Когда реки покроет прочный лёд, на линию выйдут суда на воздушной подушке.

Стоит отметить, что парк пассажирских судов постепенно обновляется. В 2021 году округ приобрёл два судна проекта КС-162 и два на воздушной подушке «Нептун-23». В 2022 году для Шурышкарского района приобрели новый катер КС-162.

Инфографика: «Ямал-Медиа»
Инфографика: «Ямал-Медиа»

Все суда имеют большой эксплуатационный срок. Они оснащены всеми необходимыми спасательными средствами, а члены экипажа имеют надлежащую квалификацию. Перед началом навигации обязательна проверка технического состояния. О безопасности перевозок пассажиры могут не беспокоиться. Однако в работу водного транспорта внести коррективы может погода: при сильном, порывистом ветре, тумане возможны перебои, вплоть до полной остановки движения судов.


В XX веке Ямал не имел развитой инфраструктуры, сети автомобильных и железных дорог. Поэтому основная часть всех грузов перевозилась водным транспортом. Активное освоение месторождений нефти и газа послужило мощным толчком к развитию региона и водного сообщения. Речники в советское время доставляли все необходимые материалы и оборудование, вплоть до гвоздей, для обустройства газовых и газоконденсатных месторождений на Крайнем Севере.


Окунуться в другой мир, сделать фото

Удобно, увлекательно, доступно и романтично — так отзываются северяне о водном транспорте. И выбирают его вновь и вновь для рабочих поездок и незабываемых путешествий по всему Ямалу.

– Я часто езжу в Горки Шурышкарского района. Место на «Метеоре» всегда занимаю у окна и смотрю на родные просторы, особенно те, что у родного села, где находится родительский дом. Леса красивые, завораживающие, — поделилась впечатлениями от поездок жительница Салехарда Лариса Мороз. — В этом году плавала на пароме Приобье — Салехард, поставила возле машины дорожный стульчик и любовалась нашей природой. Вокруг чайки кружат, лодочки моторные проскакивают. А когда по туману плывёшь, ощущения необыкновенные, кажется, вокруг никого нет, и думаешь: «Вот-вот добрый сказочный герой появится, и произойдёт чудо». Но туман рассеивается — и только речка, а вокруг леса, которые хочется тут же нарисовать.

Фото: предоставлено из личного архива Сергея Галко
Фото: предоставлено из личного архива Сергея Галко

Сергей Кайзер путешествует на пароме из года в год на протяжении последних 16 лет. Для него это своего рода передышка от мирской суеты.

– Гладь воды, красивые закаты, белые ночи, дикая природа Севера завораживают, — признаётся ямалец. — Это словно путешествие в другой мир, где нет связи, но есть возможность просто поговорить с людьми. Мой маршрут дальний, почти двое суток в пути. И за это время все, кто плывёт на барже, словно становятся единым целым.

В одном из таких путешествий семья Сергея обрела среди пассажиров новых друзей. Супруги поддерживают с ними связь вот уже 12 лет.

Отметил северянин и практическую сторону водных переправ. Они удобны прежде всего тем, что автомобиль — незаменимый помощник в путешествии — всегда под рукой. Перед отправкой Сергей советует тщательно проверять состояние машины, чтобы избежать неприятных сюрпризов в дороге. Прихватить запасные колёса и хотя бы минимальный комплект инструментов. Стоит взять с собой запасы воды и провизии, а также тёплые пледы на случай непогоды.

Для профессионального фотографа Сергея Галко водные дороги — отличная возможность сделать уникальные кадры.

– Я плавал по работе в Мужи. Поснимать с воды — это, безусловно, интересно, — рассказал Сергей. — Иногда пользуюсь паромом и нахожу необычные ракурсы для съёмок. На пароме Салехард — Приобье застал радугу и, конечно, сделал фото. А когда плыл из Лабытнанги, поймал северное сияние.


Текст: Данил Фирсов, Алла Маковеева

Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2023 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Статистика, Речники, Транспорт, Корабли, Навигация, Реки, Обь