Телефоны убираем. Ямальские родители, учителя и психологи комментируют новый запрет | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:19, 05 марта 2024

Общество

Телефоны убираем. Ямальские родители, учителя и психологи комментируют новый запрет

В российских школах действуют новые правила. Пользоваться мобильными телефонами во время уроков теперь нельзя (за исключением экстренных случаев). Кто-то не обратил особого внимания на нововведение, потому что и раньше не «злоупотреблял». Другие стали возмущаться, говорить про нарушение прав и угрозу дорогостоящему имуществу, а третьи активно поддерживают, мол, давно пора. Мы узнали мнения разных сторон учебного процесса.

Время для чтения ~ 10 минут


«Мама, я дома»

В семье Перовых с нами общаются мама Юлия, дочь Катя, ученица 8-го класса, и сын — первоклассник Миша. Миша перемен пока точно не ощущает. По решению родителей он и так ходит в школу без телефона. Утром мальчишку отвозят на машине, обратно идёт сам. Дома ждёт мобильник, и сын сразу отзванивается маме, пришёл, всё в порядке. Если вдруг понадобится срочно связаться с ребёнком во время уроков, то можно написать или позвонить учителю, убеждена Юлия.

В случае с восьмиклассницей Катей, конечно, всё сложнее. Подростки всецело и полностью погружены в соцсети, и оставить их без гаджета на полдня непросто.

Как будет работать новая система, новоуренгойские старшеклассники поняли не сразу. Сначала уход на дистант из-за ситуации с заболеваемостью ОРВИ, потом длительные актировки. Когда учёба, наконец, началась, никто «под подпись» или в дальний ящичек собирать телефоны не стал. Обходятся просьбами или замечаниями. И этого, в принципе, хватает. Хотя в некоторых кабинетах такие ящички действительно имеются. И у тех, кто не внемлет просьбам убрать телефон подальше, гаджет действительно могут изолировать.

Цифровая зависимость — одна из основных проблем, которая разрушает неокрепшую детскую психику, влияет на успеваемость, может привести в дальнейшем к депрессии и одиночеству.

А ещё дети поняли, что, нарушая запрет, они могут «подставить» любимого учителя. Потому что периодически по кабинетам ходит завуч, и в случае чего замечание может получить уже сам педагог. Что касается ограничения в целом, то Катя его поддерживает. Теперь учителя не будут тратить ценное время, возвращая в «офлайн» тех, кто вышел в интернет.

Мама двоих школьников Юлия Перова убеждена, что закон своевременный и вводить его нужно не только в школах:

– Телефонов и интернета в нашей жизни слишком много. И это касается не только детей. Я бы и взрослых ограничила в использовании гаджетов в рабочее время. Мы без конца листаем соцсети, смотрим в экран по поводу и без. Это очень отвлекает. Я считаю, что в школах телефоны, в принципе, не нужны. На уроках пользоваться нельзя. А перемены даются для того, чтобы привести свой мозг в порядок, подготовиться к следующему уроку, перекусить. К тому же не у всех есть современные гаджеты. Родители с разным достатком. А дети, хвастаясь друг перед другом навороченными моделями, создают напряжение.

А если родитель хочет контролировать своего ребёнка, можно заменить смартфон на модель с кнопками, предлагает наша собеседница. Он недорогой, не жалко, если что-то с ним произойдёт. Ещё одна альтернатива — детские умные часы с SIM-картой и модулем мобильной связи. Но это уже недешёвое удовольствие. Дело в том, что хватает такого прибора ненадолго: он работает с постоянно включенным GPS-приёмником, и батарея быстро выходит из строя.

Владимир Савельев. Фото: предоставлено из личного архива Владимира Савельева
Владимир Савельев. Фото: предоставлено из личного архива Владимира Савельева

«Лайки» с пользой для дела

Среди педагогов в качестве собеседника мы выбрали Владимира Сергеевича Савельева. Прогрессивный учитель сумел обратить гаджеты и соцсети в своих помощников. Совместные ролики, которые снимаются на переменках вместе с учениками, помогают находить общий язык с детьми. А образовательный контент в его профиле повышает интерес к предмету и популяризирует профессию учителя.

Коротко, доступно и креативно — так, как привыкла внимать молодёжь, он рассказывает детям правила русского языка и прочие интересные моменты.

– Конечно, с введением этого закона я отказался от некоторых полезных способов использования телефона на уроке, но не утратил их. Часто применяю дифференцированный подход к составлению домашнего задания и продолжаю ссылаться и на возможности смартфона, только теперь в домашних условиях. А для урока есть ещё много разнообразного и интересного материала, — говорит Владимир Савельев.

Что же касается учебного процесса в целом, то учителей, которые умеют замотивировать, увлечь детей, запрет гаджетов не коснётся. Ведь у такого педагога ребёнок не то что на телефон, вообще не отвлекается, считает наш эксперт.

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Уходим от зависимости

Кто уже давно забил тревогу по поводу гаджетов, так это психологи. Среди их клиентов всё больше семей, где у детей отмечается «нездоровый» интерес к соцсетям. Такой ребёнок испытывает трудности с концентрацией внимания, памятью, паникует, если забыл телефон дома. Цифровая зависимость — одна из основных проблем, которая разрушает неокрепшую детскую психику, влияет на успеваемость, может привести к депрессии и одиночеству. Ухудшается работа головного мозга по сценарию наркотической и алкогольной зависимости. Своим мнением о проблеме и способах её решения поделилась семейный психолог Алина Эрбегеева.

– Знаю, что в некоторых классах и даже школах гаджеты и раньше были запрещены к использованию на уроках. Так ребенок больше сосредоточен на происходящем в классе, вовлечён в процесс обучения, приучается слушать и слышать. Многие современные родители также по примеру известных людей (Билл Гейтс, глава мировых IT-корпораций), да и наши российские звёздные родители — Юлия Барановская, Мария Кожевникова, Глюкоза в интервью говорили об ограничениях в использовании гаджетов своими детьми. И с моей точки зрения, это правильно, когда ребёнок может получить доступ к интернету и гаджетам лишь в определённые часы. И большую часть времени он познаёт мир без помощи поисковых систем интернета, играет без джойстика и мышки, читает, смотрит фильмы, анализирует и размышляет, благодаря чему развивает нейронные сети мозга.

Алина Эрбегеева. Фото: предоставлено из личного архива Алины Эрбегеевой
Алина Эрбегеева. Фото: предоставлено из личного архива Алины Эрбегеевой

Родители должны настроить ребёнка так, чтобы он спокойно принял запрет телефона. Именно от их настроя зависит восприятие школьных нововведений. Ведь глобальная миссия закона — не просто запретить, а способствовать повышению успеваемости учеников. И в этом должны быть заинтересованы все стороны.

Наши собеседники сошлись во мнении, что само по себе ограничение использования гаджетов на уроках не гарантирует, что все школьники вдруг станут учиться лучше. Всё по-прежнему зависит от мотивации детей, отношения родителей и усилий педагогов.

Рекомендации психолога

  • Нельзя рассматривать телефон как способ отдохнуть. На самом деле всё в точности наоборот — он пожирает наше свободное время, а скроллинг (прокрутка информации на экране или коротких видео), наоборот, перегружает мозг, так как это дополнительная и порой ненужная информация. Альтернативой будет физическая нагрузка, к примеру, простая прогулка.
  • Необходимо планировать время использования гаджета. Цифровые развлечения дают лёгкий дофамин, так что если сначала себя порадовать новой серией сериала, а потом попытаться включиться в работу, мозг будет сильно протестовать: зачем ему трудиться, если можно получить дофамин в Сети.
  • Стоит составлять планы на день. Мозг постоянно трудится, и если ему не ставить задачи, он придумает себе их сам. А погрузиться в гаджет на пару часиков — это самое простое и приятное дело. Кстати, если это делать с вечера, то утром можете проснуться с новыми идеями.
  • Не использовать цифровые устройства во время еды, беседы, в первые минуты пробуждения и перед сном, в ванной комнате. Это приводит к формированию рефлекса и зависимостям. Наш мозг начинает думать: «Пока смотрю этот канал, можно попить чай с бутербродом», в итоге переедание или «кусочничание» перед ноутбуком.

Текст: Анна Мирошниченко

Журнал «Ямальский меридиан», № 2, 2024 г.


3

0

0

0

0

0



обновлено: 13:19, 05 марта 2024

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Гаджеты и техника, Родители, школьники, Педагоги, Психология