0°C
Салехард

обновлено: 08:24, 08 июля 2022

Общество

Тест для дошколёнка: что в рисунке твоём?

Рисунок — одно из первых проявлений личности ребенка. Так дитя говорит о своей картине мира, проживает события или расслабляется. Но что делать, если юный художник предпочитает лишь темные краски? И стоит ли бить тревогу, если от сюжета к сюжету выводит зубастых акул?


В арсенале психологов-практиков есть множество рисуночных тестов для дошкольников. Простота инструментария и кажущаяся незатейливость толкования привлекают внимание и родителей. Тем более что в интернете полно статей, как трактовать тот или иной элемент. И кажется, что даже неспециалист сможет оценить эмоциональное состояние ребенка, выявить внутренние конфликты и даже уровень интеллектуального развития. Стоит только сравнить рисунок своего чада с описанием, и результат очевиден.

Однако не всё так просто. Помочь разобраться с темой мы попросили Марию Викторовну Широкопляс, педагога-психолога салехардского социального центра «Доверие».

Мария Широкопляс. Фото из личного архива
Мария Широкопляс. Фото из личного архива

Тесты — для специалистов

Рисунок — это действительно один из способов диагностики. Такой тест может многое рассказать, но не родителям, а специалисту. Да, мы привыкли, что картинка — это некая проекция. К тому же в интернете много информации о том, как трактовать отдельные элементы. Однако лезть в эту сферу непрофессионалу категорически нельзя. Есть нюансы, которых не поймать даже после изучения множества статей. Велика вероятность накрутить себя, и тогда психологу придётся разбираться с головой родителя, а не с рисунками ребенка.

Мария Широкопляс


педагог-психолог салехардского социального центра «Доверие»

Специалисты оценивают не только результат, но и сам процесс. И если театр начинается с вешалки, сеанс у психолога — с того, как человек входит в кабинет.

Важны все детали: как ребенок расстался с мамой, грызет ли он ногти, сколько раз сказал какое слово, куда смотрит, что делает. Нужно понимать, как он берется за дело — с желанием или без, каков нажим карандаша, удерживается ли ритм работы. К тому же по одному рисунку некомпетентно делать суждения, выводы нужно подкреплять дополнительными исследованиями.

Мария Широкопляс


педагог-психолог салехардского социального центра «Доверие»

На результат теста влияет и состояние ребенка. У малыша прекрасный день — и рисунок вышел ярким, а завтра случится что-то неприятное, и картинка будет другой.

– Как чувствует себя? Что с настроением? Здоров ли? Под болезнью мы деформированы. Что ребенок нарисует, если ему плохо? Хочется мультики и под пледик? Это всё очень влияет, — поясняет специалист.

Рисунок, как и игра, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Фото: Анастасия Шумакова
Рисунок, как и игра, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Фото: Анастасия Шумакова

Чем рисовать?

Дайте волю творчеству юного художника, присоединяйтесь и рисуйте вместе с ним. Используйте мелки, карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин, перья, губки для мытья посуды, зубные щётки, штампы, брызги, пальчиковые краски.


Укрепить связь

Однако родители тоже могут многое узнать из рисунка. Достаточно просто… спросить малыша о его творении, обговорить сюжет. И ребенок сам всё расскажет.

Рядом можно нарисовать свою картинку и между двумя рисунками проложить некий мостик: из пластилина, кубиков или чего-то еще, — советует Мария Викторовна. — Не беда, если у мамы будет морковка, а у ребенка космос. Здесь как раз можно найти общие связки. «Это просто планеты или они как-то называются?.. А я вот морковку здесь посадила». Можно слепить какого-нибудь героя или взять игрушку и поиграть через этот мостик. И многое сразу станет ясным: «Мама, это не дерево, это у меня такой цветок».

Мария Широкопляс


педагог-психолог салехардского социального центра «Доверие»

Рисунок — это взаимодействие родителя и ребёнка. И если вам кажется, что с ним что-то не то, сядьте и поговорите с ним на его языке. Фото: Анастасия Шумакова
Рисунок — это взаимодействие родителя и ребёнка. И если вам кажется, что с ним что-то не то, сядьте и поговорите с ним на его языке. Фото: Анастасия Шумакова

Когда нужно включиться

Бывают моменты, когда рисунок может дать взрослому сигнал. Ситуация: школьник работает только простым карандашом и на уроках ИЗО получает за это стабильную двойку — нужны рисунки акварелью.

Есть образовательный стандарт, и ребенок по каким-то причинам не хочет ему следовать. Здесь нужно смотреть индивидуальные особенности его развития — почему? Он выражает протест системе, не хочет заниматься конкретно в этой сфере или с этим учителем? А может, перед нами гений, ему нравится рисовать карандашом — будущий мультипликатор. Надо разбираться.

Мария Широкопляс


педагог-психолог салехардского социального центра «Доверие»

Не надо домысливать за ребёнка, не надо додумывать за него, дорисовывать или навязывать свою структуру мира, надо просто смотреть, наблюдать и спрашивать. Это будет самая важная работа родителя. Фото: Анастасия Шумакова
Не надо домысливать за ребёнка, не надо додумывать за него, дорисовывать или навязывать свою структуру мира, надо просто смотреть, наблюдать и спрашивать. Это будет самая важная работа родителя. Фото: Анастасия Шумакова

Первое правило в подобных ситуациях — поговорить. Понять позицию ребенка, не паниковать.

Накручивая себя, родители видят будущее ребенка в мрачных красках — таким, как у него на листе. Сможем ли мы в страхе адекватно, разумно действовать? Никогда.

Мария Широкопляс


педагог-психолог салехардского социального центра «Доверие»

Однако рисунок — не всегда проекция или крик о помощи. Он может быть просто картинкой, доставлять эстетическое удовольствие. Так ребёнок компенсируется, отдыхает душой.

Рисовать злость, лепить зависть, раскрашивать обиду — с помощью рисунков и арт-техник можно помочь решить какую-то проблему. Но и в этом случае лучше довериться профессионалам.

Взаимодействие с листом

Повторяющиеся сюжеты, темная палитра и страх чистого листа. На что обратить внимание, где дать больше свободы?

Цвет

Иногда родители пугаются черного цвета, убирают его из палитры или предлагают другой. А ребёнку на самом деле надо отрисовать ситуацию именно этим карандашом. Он хочет вылить состояние, и ему надо дать такую возможность. Не надо навязывать ребенку свою интерпретацию оттенков. К тому же он банально мог увидеть, что так рисуют.

Границы

Если юный художник выходит за пределы листа, ему может не хватать масштаба. В таком случае попробуйте рисовать на ватмане. Также это может быть привычка нарушать границы или некие отклонения. В этом случае необходимо обратиться к специалистам.

Лучшее, что мы можем сделать для своего ребёнка, — быть ему любящими мамой и папой. У родителей априори больше ресурса и связи с ребёнком. Не нужно быть ему диагностом. Фото: Анастасия Шумакова
Лучшее, что мы можем сделать для своего ребёнка, — быть ему любящими мамой и папой. У родителей априори больше ресурса и связи с ребёнком. Не нужно быть ему диагностом. Фото: Анастасия Шумакова

Выбор инструмента

Если ребенок не любит рисовать каким-то инструментом, не нужно акцентировать на этом внимание — так можно закрепить утверждение. Родители могут сами порисовать «нелюбимыми» карандашами, и малыш, возможно, присоединится. Не стоит говорить с укором о том, как у вас здорово получилось. Можно смешивать карандаш, гуашь, акварель, вырезать элементы из газет и открыток — всё зависит от фантазии и желания обеих сторон.

Страх чистого листа

Если он возникает у взрослого, это первый сигнал о том, что нужно расслабиться, отдохнуть, позаботиться о себе. Дети чаще стараются чистые листы заполнить. Но если ребёнок в ступоре — вероятно, это боязнь большой работы или страх подвести, не оправдать ожиданий, но это уже проекция взрослого.

Фото: Анастасия Шумакова
Фото: Анастасия Шумакова

Повторяющиеся сюжеты

В первую очередь необходимо узнать, что это такое и почему ребенок это выводит. Нравится определенный момент в рисунке, запал на один мультик или сказку, просит прочитать одну и ту же книжку? Спросите: «Почему рыцари? Кто победит?». Если есть тревожные нотки в рассказе, стоит обратиться к специалисту. Если есть проблема — она выявится в обследовании. Быть может, ребенок изучает какую-то сферу, и когда закончит — перейдёт к другой. Ему нужно эти моменты пережить, чему-то научиться.

Как вывод

Рисуя со своим ребенком, вы развиваете его эмоциональный интеллект и укрепляете взаимоотношения. Через совместное творчество можно устранить многие шероховатости, главное в процессе — дитя не ругать. За счёт этого у него сформируется прочная основа и прекрасный тыл. В будущем ребенок не побоится прийти к вам со своей проблемой. Он будет знать, что его примут, так же как приняли с рыцарями и чёрным цветом. Ребенок будет уверен, что его поймут. И донести это можно через рисунок и совместные игры.

Фото: Анастасия Шумакова
Фото: Анастасия Шумакова

ПОПРОБУЙТЕ СЕГОДНЯ:

Малярные кисти

Возьмите ватман, краски и малярные кисти. Набросайте разноцветные капли, зарисуйте большими кисточками фон, для растушевки используйте губки, ватные палочки и любые другие инструменты. Создайте общую картину и обговорите её с ребёнком. Дайте название, придумайте рассказ.

«Каляки-маляки»

Возьмите листы бумаги, любой инструмент — кисточки, карандаши, фломастеры — и рисуйте. Не важно что — не думайте, дайте себе проявиться без планов и шаблонов. Затем посмотрите на ваши рисунки и подумайте, что получилось. Такой метод позволит расслабиться, выразить эмоции, провести мостик во взаимоотношениях.

Игровое поле

Нарисовать его можно не за один раз и выстраивать постепенно. В процессе может случиться интереснейший диалог.


Если нужна помощь:

При возникновении трудностей в воспитании ребенка, нарушении детско-родительских отношений, отсутствии у ребёнка взаимопонимания со сверстниками, проявлении тревожности, страхов, низкой самооценке можно обратиться в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие».

Салехард:

8(34922) 4-03-03, ул. Патрикеева, д. 25.

8(34922)99-1-39, доб. 564, ул. Матросова, д. 36, кв. 26

Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 8(34922)99-1-39, доб. 554, ул. Матросова, д. 36, кв. 61.

Шурышкарский район, село Мужи:

Отделение психолого-педагогической помощи: 8(34994) 2 -12-91, ул. Уральская, д. 14а, каб. 316.

Страницы в социальных сетях и мессенджерах:

«ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, официальный сайт.

Эл. почта: doverie.slh@dszn.yanao.ru


Журнал «Ямальский меридиан», №5, 2022 год


0

0

0

0

0

0



обновлено: 08:24, 08 июля 2022

Темы

Дети