обновлено: 12:59, 01 апреля 2024
Общество
Традиции в кадре. Ямальцы
Елена Неркагы из Надыма занимается студийной и репортажной съемками. Коммерческая деятельность не принесла ей прибыли, поэтому она решила все силы направить на социальные проекты. И не прогадала.
Время для чтения ~ 9 минут
Однажды на Дне оленевода Елена увидела мужчину небольшого роста, с усами, в малице. Ходил с кейсом и доставал фотоаппарат, снимал всех. Спросила маму, кто он. Оказалось, это знаменитый Хабэча Яунгад.
– Я тогда сказала маме, что тоже хочу научиться фотографировать. Она подарила фотоаппарат простецкий, но меня это не волновало, — вспоминает девушка. — Снимала на авторежиме. Не знала, где какие кнопки расположены, об экспозиционном треугольнике, экспонометре и не слышала! Какое-то время пощелкала и забросила. В декрете заскучала и решила взяться за фотографию основательно. Учиться поехала в Москву, в школу одной известной компании — производителя фотоаппаратов. Там мне объяснили основы фотографии, фотосессии.
В коллекции Елены Неркагы больше ста портретов. Но, кроме «парадных работ», она любит выкладывать в своих соцсетях фото- или видеосъемку всего того, что остается за кадром.
В фокусе — взгляд
Первым делом Елена решила открыть фотостудию. По ее словам, многие начинающие фотографы думают, что начнут снимать — и повалят клиенты. На деле все совсем не так. Аренда помещения и техника дорогие. Чтобы открывать фотостудию, нужен опыт, портфолио. Елена сделала вывод, что для начала надо набраться мастерства. Но говорит, что возможно она еще вернётся к этой деятельности.
– Если ты фотографируешь для души, то никогда не берись за коммерческую фотосессию, — утверждает наша собеседница.
– На Ямале у фотографа две темы — природа и национальный колорит. Я выбрала портретную фотографию, — продолжает она. — Создала социальный фотопроект «Традиции в кадре» и работаю с ним с 2020 года.
В объективе фотохудожника — представители коренных народов в национальной одежде. Они скромные по своей натуре, на фотосессии не ходят, поэтому Елена буквально ловит их на праздниках и приглашает сфотографироваться. Тундровики настоящие — ненцы, ханты, коми, селькупы, — они только рады продемонстрировать всю красоту и богатство своей культуры, одежды.
– Реквизита у меня нет, предметы одежды я не предоставляю. В прошлом году в Москве познакомилась с эвенкой. Она пришла в красивом налобнике. Сделала пару очень красивых кадров.
Репортажные съемки даются гораздо тяжелее, говорит фотограф. Например, на последнем фестивале «Душа тундры» Елена побывала, но там было сложно «поймать» лица, эмоции — слишком много народу. Ей важнее выстроить свет, подготовить аппаратуру и настроиться самой — ведь каждый человек индивидуален.
– Главное — взгляд человека, когда он смотрит в кадр. Всмотришься в глаза — они как будто о чем-то хотят рассказать. И начинаешь придумывать, чем он живет и о чем думает. Во время съемки это происходит быстро, и позирующий даже не понимает, щелкнула или нет.
Девушка рассказывает, что самая первая фотосессия, фоном которой стал белый цвет, ей не нравится. Она предпочитает темный фон, считает, в этом случае зритель тщательнее всматривается в детали. Любимой работой стал портрет очень красивой девушки Дианы Яндо. Его фотограф готова возить на все выставки.
Свои работы Елена тундровикам дарит. Снимает и сразу распечатывает — не ретуширует, не убирает изъянов, работает только со светом.
– У каждого фотографа есть свой стиль, взгляд, — продолжает Елена. — Посмотрев на фото, я могу сказать, кто автор. Мне нравятся работы Сергея Анисимова. С Ксенией Яр часто вместе работаем. Близки работы Александра Мазурова, фотографа-путешественника из Санкт-Петербурга, который ездит по стойбищам. Отличные снимки у Тимоти Аллена, английского фотографа, он однажды приезжал на стойбище моего дяди. Марина Лонгортова — еще одна талантливая девушка, за творчеством которой я слежу. Скажу откровенно, ее фотопроект «Народы Арктики» меня вдохновил.
15 лиц в Санкт-Петербурге
Елена Неркагы активно участвует в региональных и федеральных выставках и проектах страны. В 2020 году ее фотографии попали в топ-40 лучших работ Международного фестиваля «Сокровища Севера» в Москве. В 2023-м состоялись фотовыставки, приуроченные к Слету оленеводов на Кубок губернатора Ямала и ко Дню коренных народов мира. В ноябре работы Елены поехали в Санкт-Петербург: выставку организовали в рамках научно-практической конференции «Фестиваль языков народов Севера» при поддержке представительства ЯНАО совместно с ассоциацией «Ямал — потомкам!».
– Для меня была большая честь участвовать в мероприятии, посвященном сохранению языков. От выставленных 15 портретов люди не отходили, рассматривали, многие задавали вопросы.
Танцевать хочу
Елена родилась в Надыме. Детство ее прошло в поселке Заполярный. Получая образование, она пожила в Новом Уренгое, потом в Тюмени. За эти годы обзавелась семьей. Однажды на семейном совете было решено вернуться на родину, в Надым.
Кроме фотографии, Елена увлекается танцами.
– Всегда танцевала. Я человек творческий. В Надыме работаю хореографом в частном клубе. Общаюсь с людьми, чувствую себя как рыба в воде.
Муж Елены — ее главная опора, во всем ее поддерживает. Илья Сэротэтто работает на одном из месторождений. Создал студию звукозаписи, собирает фольклор своего народа.
– Муж — мой главный финансовый партнер, спонсор, — говорит с улыбкой Елена. — Техника, поездки, командировки, налоги — все на нем.
Эмоциональное выгорание девушку не пугает.
– Потому что к фотографии подхожу с интересом. Я на этом не зарабатываю, занимаюсь для души и для людей. Делаю свою работу не торопясь. Так же, как и танцы, фотосъемка мне никогда не надоест, — говорит девушка.
Приятный сюрприз и свидетельство того, что фотохудожника оценили, — один из фотопортретов Елены стал основой мурала на девятиэтажке в Надыме. На нем изображена Оксана Яр, на ее одежде красуются северные мотивы.
Но сложности даже в любимой работе бывают.
– Случается, что людям не нравится, как их отсняли. Однажды мы пригласили модель на бесплатную съемку. Но девушка, забрав снимки, сказала, что не разрешает использовать их для нашего портфолио. При этом сама разместила в пабликах, а нам запретила. Остался осадок. Мы сделали вывод, что в таких случаях необходимо заключать договор. Также всегда нужно сохранять исходники, чтобы доказать свое авторство.
В планах фотографа — вывести проект на новый уровень, возможно, перейти на предметную фотосессию.
– Есть идея на 2024 год. Предполагаю, что проект будет сложным, тематическим. Работа предстоит большая, и, чтобы все получилось, продолжаю учиться тонкостям мастерства.
Текст: Виктория Пырирко
Журнал «Ямальский меридиан», № 2, 2024 г.