обновлено: 11:46, 06 декабря 2023
Общество
«Целую свою фуру в чумазую мордашку»: откровения дальнобойщицы-северянки
Яна Шарафутдинова много лет работала в теплом офисе на хорошей должности. А теперь десятый год наматывает тысячи километров по зимникам за баранкой огромной фуры. Фотограф «Красного Севера» встретился с дальнобойщицей и узнал разное: сама ли она меняет колеса, мешает ли маникюр, есть ли у нее на руле «меховушка» и... И как вообще так вышло.
Время для чтения ~ 14 минут
...В далекие нулевые вышла легендарная игра «Дальнобойщики-2», которая под песни не менее легендарной группы «Ария» оставила глубокий след в сердце автора материала. Брутальные тягачи, длительные поездки по нашей бескрайней стране, дорожные приключения, возня в гараже с машиной... Все это в 16 лет выглядело очень заманчиво. Но! Папа-автослесарь советовал, что лучше просиживать штаны в офисе программистом, чем за баранкой: зарплата больше, а руки и ноги морозить не надо.
Потом будущий фотограф и автор «Красного Севера» посмотрел фильмы «Хакеры» и «Пароль рыба-меч». Оказалось, что и у программистов жизнь интересная и насыщенная. Так он сделал свой выбор в пользу компьютеров и офиса на следующие 20 лет. Но недавно встреча с невероятными людьми заставила его задуматься, не упустил ли он некоторые возможности.
Яна: водить огромную фуру мечтала с детства
С детства мечтала водить фуру. Но мечту подавляли стереотипы: я ведь девочка, кто меня возьмет на такую работу?
У меня была обычная кабинетная работа и должность начальника отдела. Но однажды почувствовала, что я в ней себя исчерпала, а дорога звала и манила.
И в один момент я себе сказала: «Яна, если ты не начнешь действовать, мечта останется мечтой».
И я уволилась, на тот момент я у меня была открыта водительская категория C, и просто пошла «по конторам». Многие крутили пальцем у виска: «Девушка, вы понимаете, что кроме вождения, вам предстоят погрузо-разгрузочные работы, возможен ремонт в пути...»
Пообивала я пороги недели две, и наконец меня взяли на работу в транспортную компанию. Посадили меня на фургон, в основном на доставку посылок и мелкогабаритных грузов. Хоть я сильно потеряла в зарплате, но начала свой путь к мечте.
Решила, что начну входить в профессию постепенно, сначала поезжу на малотоннажных машинах, а когда наберусь опыта, попробую пересесть на фуру. Первый дальний рейс мне выпал на Ямал, в Новый Уренгой.
Через некоторое время на дороге встретила Алексея. Он был в желтой Volvo, я на своем рабочем малотоннажнике. Мы оба на тот момент были свободны от отношений, у нас сложилась семья. У Алексея свой бизнес, грузоперевозки, когда мы познакомились у него работало две машины. Алексей поверил в меня, в мою мечту, и вскоре я открыла категорию Е — и стала ездить на одной из них. Судьба в ту зиму сделала мне подарок — лучшего мужчину и осуществление мечты.
Чем опасны ямальские дороги
За последние два года дороги стали значительно лучше, и хотя сейчас на трассе много ремонта и ехать тяжело, это надо потерпеть, пережить. Я думаю, что скоро мы будем ездить хорошо. Но специфика не столько в дороге, сколько в морозах.
Зимой, если попал в сильные морозы, техника начинает работать в совершенно других режимах, а поломку зимой на трассе не пожелаешь никому.
Север завораживает
Когда идешь по тундре, чувствуешь умиротворение. Я люблю Север, в западную часть России езжу скорее для разнообразия. Правда, когда начинаются сильные морозы, муж старается меня не отпускать в рейс одну. Берем груз на две машины, либо едем на одной фуре вдвоем.
«Автоледи» и «автоджентельмены»
В нашем обществе сложился неправильный образ дальнобойщика: малообразованный мужлан. А это не так.
Реакций мужчин на женщину за рулем грузовика я наблюдаю только две — уважение или равнодушие. Оскорблений, а тем более домогательств, ни разу не было.
При поломках стараюсь не просить помощи на трассе, муж и друзья всегда на связи, и всегда помогут разобраться в проблеме. Но все же порой не хватает физических сил, банально сорвать большую гайку. И тут помощь коллег, конечно, кстати.
Дальнобойщики, да и большинство других водителей, ведут себя как настоящие джентльмены: останавливаются, предлагают помощь. Хочу сказать огромное спасибо, всем, кто не остается равнодушными.
Опытность водителя не зависит от пола, другое дело, если водитель некультурно или грубо ведет себя на дороге — конечно потихоньку про себя ругаю его.. Но я прекрасно понимаю, что никто из нас не родился за рулем, мы все когда-то учились ездить, и бывают ситуации где ты неверно оценил ситуацию или ошибся. А есть откровенная наглость и грубость, когда водитель намеренно совершает опасные или запрещенные правилами действия, как тогда не ругаться? Конечно, ругаюсь.
Первый рейс комом
Часто слышу вопрос: а как ты будешь менять спущенное колесо? Но замена колеса — это одна из самых простых неисправностей, которая может случиться в рейсе. Куда сложнее, если непонятно, почему машина «встала», когда поломка не явная, если ее сложно диагностировать на трассе.
Первые два месяца я ездила вместе с мужем, стажировалась. Училась чувствовать габариты и парковаться — на фуре с прицепом все иначе, нежели на легковушке или фургоне.
А потом он меня отпустил одну — в рейс на Ишим.
Не проехав и 200 километров, я встала с двумя редукторами, просто сломалась в первый же рейс! Я тогда даже не знала, как подступиться к поломке, и редукторы ли это сломались? Так что первый рейс мне хорошо запомнился из-за серьезной поломки.
О макияже и маникюре
Макияж я делаю всегда, даже если еду далеко в тундру или тайгу. С ногтями дела обстоят чуть хуже, маникюр рулить совсем не мешает, а вот при ремонтах длинные ногти могут стать помехой. Но обычно ремонтом занимается Алексей, я могу сделать что-то простое и посильное, например, заменить колесо или фильтр. Но сперва сделаю все дела по дому, а если остается время и силы — иду помогать в гараж.
О дорожных суевериях
Считается, что дальнобойщики очень суеверные, не осуждают свою машину рядом с ней — она может услышать и начать капризничать, не считают деньги в кабине — это может повлечь непредвиденные траты.
Я не суеверный человек, у меня нет специальных примет и ритуалов. Но после окончания рейса, когда она (машина), любимая моя, меня довезла домой без происшествий, пусть даже и с происшествиями, я всегда целую её в чумазую мордашку. Алексей смеётся, но у меня есть вот такое, я её благодарю. А еще у меня есть талисман, у кого-то это какие-то игрушки на панели, кто-то берет в рейс любимую кружку, а у меня это старая резинка для волос. Я без неё в дальняк вообще не езжу, даже на легковой машине. Эта резинка со мной уже много лет.
Много ли на дорогах дальнобойщиц
Когда я только начинала водить, женщины за рулем фур были экзотикой. А сейчас у нас есть группа в мессенджере, по ней видно, что на больших машинах девчонок очень много.
Транспортные компании сейчас с удовольствием берут женщин на работу. Европейские тягачи-бескапотники проще в управлении, а водители в нормальных компаниях не ремонтируют машины. Если случилась поломка, они звонят в службу, приезжает ремонтная бригада.
Поэтому женщин берут охотно, я думаю нет ни одной крупной транспортной компании, где бы не работали женщины. Правда, они работают в основном в западной части России, а на Север ездят лишь некоторые.
Если говорить про американские машины (они отличаются от европейских капотной компоновкой мотора), они сложнее в управлении. Знаю только одну женщину, кто таким управляет. А женщин-частников, кто и водитель, и логист, и погрузчик, и юрист, таких единицы, ведь это тяжело. Хорошо, что этим у меня Алексей занимается.
Я могу сказать пока только про Яну, с другими не работал. Но мне кажется, женщинам-водителям присуща пунктуальность.
Алексей
муж Яны, владелец транспортной компании
Если я выпадаю из графика, всегда сильно переживаю. А еще я думаю, женщины более дисциплинированы — не сливают топливо, не выпивают на стоянках.
Когда у дальнобойщиц случается хандра
У меня начинается хандра, если я долго сижу дома, я не могу без дороги. Я тоскую, скучаю, психую — мне нужно в дорогу. Я уезжаю с легким сердцем, дома все прекрасно понимают, ждут. Конечно если долго в дороге, начинаешь скучать, но это нормальное здоровое чувство. Всего должно быть в меру. И очень здорово, когда ты домой и на работу едешь с удовольствием, любимая работа — это одна из составляющих счастья.
У нас уже взрослые самостоятельные дети, сказки на ночь читать не надо, бабушка немного присматривает, но в основном все решаем по телефону.
Алексей
муж Яны, владелец транспортной компании
С Алексеем мы все равно стараемся ездить вместе, бывает когда нет груза на две машины, мы можем поехать вдвоем в одной машине. Кроме того, мы сперва обеспечиваем работой водителя, потом уже выезжает Алексей, а если заказов много, то выезжаю я — моя основная обязанность хранить семейный очаг. Ну и если подумать, то мы в разлуке, не так уж и долго, максимум неделя, а обычно несколько дней. А бывает, едем друг другу навстречу.
Не жалею о выборе
Если бы была возможность вернуться назад во времени, я бы постаралась осуществить мечту раньше, так как долго была «не в своей тарелке». Если вы пойдете в дальнобойщики только ради заработка, вы скорее всего будете разочарованы. Эту работу надо любить, так как она сложна и физически и морально, а тем более на северных дорогах.
У нас так сложилось, что мы любим эти машины, любим эти дороги, и это перекрывает все сложности.
Алексей
муж Яны, владелец транспортной компании
У нас одни интересы, одни мечты, мы смотрим в одну сторону. По-моему, это здорово.
О гигиене на дороге
Сейчас в России дорожная инфраструктура хорошо развита, есть все: стоянки, заправки, бани, души, кафе. На севере пока ситуация чуть хуже, до Нового Уренгоя проблем нет, но дальше последний душ — Пангоды. А еще дальше дорожный сервис пока не создан. Но справиться можно всегда, выручают гостиницы, где можно попросить принять душ, конечно, не бесплатно. Многое зависит от человека, кто-то может неделю не мыться, и ему нормально, а кому надо помыться — тот найдет возможность всегда.
Видя, как сейчас начали развиваться дороги на Ямале, очень надеемся, что следом начнут подтягивать и инфраструктуру. Сейчас обратил внимание, что стали появляться новые стоянки для фур, надеюсь, что с увеличением трафика на эту экономическую нишу обратят внимание предприниматели и власти округа.
Алексей
муж Яны, владелец транспортной компании
От автора: надеюсь что кто-то из читателей задумается о том, как сделать дорогу ребятам, которые везут нам грузы с Большой земли, еще проще и комфортнее. Чтобы они ездили к нам чаще и мы могли снова увидеться, рассказать вам еще о ямальских дорожных приключениях.