Колхозник из Красноярского края нарисовал ямальскую «мертвую дорогу» | «Красный Север»
0°C

обновлено: 17:50, 12 февраля 2024

Общество

Колхозник из Красноярского края нарисовал ямальскую «мертвую дорогу»

Красноярский путешественник пишет цикл картин о сталинской стройке на Ямале

Любитель путешествий Сергей Кузнецов живет в деревне Выезжий Лог Красноярского края. Каждый год он отправляется в одиночный поход по труднодоступным местам нашей страны. Был и на Ямале, где прошел по участкам печально известной 501-й стройки.

Время для чтения ~ 6 минут


Теме строительства сталинской трансполярной магистрали Сергей посвятил одну из первых своих картин. Что вдохновило работника колхоза взяться за кисть в 48 лет, он рассказал «Красному Северу».

Путешествия по диким местам

Много лет Сергей Кузнецов работает в колхозе. Умеет и коров доить, и на тракторе пахать, и в котельной слесаря заменить, если нужно. Во время отпуска главная его страсть — походы.

Мне нравится путешествовать, жить в палатке, кормить комаров. Я люблю места, где нет туристов, дикие и еще связанные с историей страны. За 17 лет я побывал во многих регионах. В 2022 году на Ямале прошел по рельсам 501-стройки, в 2023 — ездил на Колыму, увидел исправительно-трудовой лагерь «Бутугычаг», где добывали уран для первой атомной бомбы. Там погибло очень много людей, все сопки усыпаны костями. Это такие интересные места, не так много о них известно, а уж увидеть их довелось далеко не каждому.

Сергей Кузнецов


Постройки одного из лагерных пунктов на Ямале. Фото: из личного архива Сергея Кузнецова
Постройки одного из лагерных пунктов на Ямале. Фото: из личного архива Сергея Кузнецова

В путешествие по Ямалу Сергей отправился в конце апреля. Выбрал момент, когда уже не холодно, но еще нет мошки. Добирался из Красноярска поездом до Тюмени, потом самолетом до Салехарда, по округу передвигался на попутных автомобилях, лодках и вертолетах. В такие походы Сергей всегда идет в одиночку, ничего не боится, даже диких зверей.

Говорит, что увидел на Ямале заросшие деревьями рельсы, паровозы и вагоны тех лет, лагерные постройки и кладбища заключенных. Эти исторические объекты обязательно надо сохранить для будущих поколений, считает красноярский путешественник. Впечатлений у него много, лагерную атмосферу он прочувствовал сполна, ночуя в старых постройках. Хотя и после этого ему сложно представить, как в таких суровых условиях работали заключенные.

Железнодорожный состав с паровозом. Фото: из личного архива Сергея Кузнецова
Железнодорожный состав с паровозом. Фото: из личного архива Сергея Кузнецова

Сергей рассказал, что по пути встретил много хороших и интересных людей. В бывшем лагерном пункте у разъезда Щучий он познакомился с историком, краеведом, писателем Вадимом Николаевичем Гриценко из Надыма, который на общественных началах занимается сохранением исторических построек. Он подарил Сергею на память свою книгу «Ямальский Север при Сталине».

Первые картины и страсть к техническим экспериментам

Рисовать Сергей начал всего два месяца назад, учится по видеоурокам в интернете. Выбирает темы, которые, по его мнению, профессиональные художники оставляют без должного внимания. Например, уже нарисовал погибших туристов из группы Дятлова и пейзаж Колымы. Про трансполярную магистраль Чум — Игарка в интернете он не смог найти ни одной картины. Но есть фотографии и зарисовки карандашом тех людей, которые сидели в сталинских лагерях и строили эту «мертвую» дорогу.

Во время похода по 501-стройке. Фото: из личного архива Сергея Кузнецова
Во время похода по 501-стройке. Фото: из личного архива Сергея Кузнецова

У Сергея нет холстов, рисует он на бумаге 50 на 70 сантиметров. Чтобы не рвалась, с обратной стороны проклеивает ее скотчем. Начинающий художник использует гуашь с добавлением прозрачной глазури, которая не меняет цвет. По свойствам эта смесь похожа на акрил, не размазывается при попадании воды.

Я изобразил, как заключенные зимой кладут железнодорожные рельсы. Сюжет взял с фотографии, но добавил горящий костер, который должны были разводить в такие лютые морозы, и увиденные во время похода по Ямалу объекты — паровоз, засыпанный снегом трактор «Сталинец». Не все получилось, я же непрофессиональный художник. Планирую подкорректировать лес, он слишком ярко выделяется, хочу припорошить его снегом. Была мысль изобразить конвоира, но, мне кажется, на таком морозе заключенных особо не стерегли, бежать им было бессмысленно. Думаю, это не последняя моя работа про сталинскую дорогу.

Сергей Кузнецов


Картина «501-стройка». Фото: Сергей Кузнецов
Картина «501-стройка». Фото: Сергей Кузнецов

До того как Сергей увлекся рисованием, он проводил разные эксперименты. У него нет технического образования, зато большая тяга к моделированию и изобретательству. Своими опытами, как выразился Сергей, он «кошмарил» деревню. Изобретатель-самоучка собрал самоходку с двигателем от бензопилы, на которой гонял по улицам, и даже сделал экраноплан, но тот пережил лишь один полет. Еще Сергей запускал ракету, а летом, когда ловил молнии, эксперимент закончился повреждением трансформатора, и вся деревня осталась без электричества. Так что рисование — это самое безобидное занятие работника колхоза.

Местные ждут, когда я уйду в очередной поход, пока меня нет, они спокойно живут. В путешествиях я снимаю видео и потом показываю жителям деревни на большом телевизоре в клубе, открываю им мир. В этом году я собираюсь сплавиться на байдарке от Красноярска до Диксона. Как раз буду проплывать вдоль трансполярной магистрали, где уже прошел пешком. С нетерпением жду нового похода.

Сергей Кузнецов



11

0

3

0

0

0



обновлено: 17:50, 12 февраля 2024

Темы

Железная дорога, История Ямала, Творчество