обновлено: 13:12, 16 августа 2022
Общество
«Верим в наш продукт». Как санкции сыграли на руку ямальскому бизнесу
Русская смекалка, любовь к труду и родной земле всегда были присущи нашему человеку. И в современном мире, который меняется с бешеной скоростью, мы точно не пропадём. А наши герои доказывают это делом.
Время для чтения ~ 10 минут
Северная зелень
Подоконники, веранды и балконы, заставленные рассадой — как минимум полстраны не понаслышке знает, что это такое, ведь многие из нас занимаются огородами. А житель Салехарда Леонид Матюшко сумел разглядеть в этом идею для бизнеса. Предприниматель развивает сити-фермерство, и теперь он сможет круглый год снабжать земляков витаминами — экологически чистой зеленью.
В сити-фермерстве растения выводят не на полях и огородах, а в пустующих городских помещениях, подвалах и даже крышах зданий. При этом плодородный грунт не нужен, вместо земли — питательный раствор с минеральными веществами.
На сити-фермах растения выращивают с помощью аэропоники либо гидропоники.
Гидропоника — метод выращивания без почвы, с помощью водных растворов, в которые погружены корни.
Аэропоника — выращивание в воздухе, питательные вещества доставляют к корням в виде тумана.
Супруги Матюшко уже не первый год выращивают у себя на веранде огурцы, помидоры, зелень. Агрономического образования у Леонида нет, однако дело он посчитал интересным и перспективным.
– Когда решил взяться за сити-фермерство, звонил в профильные институты и консультировался. Сейчас вузы открывают целые факультеты по этому направлению, можно смело назвать это профессией будущего, — рассказывает Леонид.
Впрочем, сити-ферма, как и любой бизнес, требует вложений. Узнав о губернаторском гранте «Агростартап», предприниматель подал заявку. Его идею оценили: ведь благодаря сити-ферме Матюшко, северяне, не избалованные зеленью, в любое время года смогут приобретать её к своему столу. Так Леонид выиграл грант и получил 1 800 000 рублей. На эти средства он приобрёл оборудование и материалы — всё российского производства. Семена фермер будет закупать тоже отечественные, либо азиатские.
– Запустились мы совсем недавно, буквально этой весной, — говорит Леонид Матюшко. — Пока на 44%, поскольку ещё всё тестируем, потому что для каждой культуры нужны свои условия.
Сейчас на ферме растут несколько видов салатов и базилика, щавель, руккола, лук, портулак, кинза, мята, горох и многое другое. Предприниматель понимает, что свежая зелень летом — не самое актуальное предложение, да и пока идёт «раскачка», доходов ещё нет. Но к осени и зимой продукты его фермы станут востребованными.
В планах семьи Матюшко поставлять свежую зелень не только физлицам, но и в городской общепит. Супруги ведут бизнес вдвоём, а совсем недавно стали родителями, поэтому главный помощник только подрастает.
– Я с удовольствием бы пригласил к нам детей на экскурсию, чтобы рассказать, как тут всё устроено. Что такое аэропоника и гидропоника. Выращенная таким образом продукция чище и экологичнее даже овощей с дач и огородов, потому что нет ни земли, ни насекомых, ни химикатов, — делится планами Леонид.
Полезные морсы — для всей страны
Одно из северных богатств — ягоды: клюква, морошка, брусника, черника. Это настоящий кладезь витаминов. Ягодные морсы и полезные напитки скоро начнут выпускать в Ноябрьске. Предприниматель Павел Булатов ставит амбициозные цели: обеспечить ими всю страну.
Бизнесмен уже 12 лет производит воду из артезианских скважин. Сейчас, когда с рынка уходят зарубежные бренды газированных и негазированных напитков, новое направление актуально как никогда.
– Конечно, это будет не аналог «Юпи» из растворённого в воде порошка, а полноценные, насыщенные витаминами морсы, которые мы будем варить, — поясняет Павел Владимирович.
Сейчас он занимается подсчётами: на базе того оборудования, которое есть у предприятия, розлив новых напитков не получится таким, как нужно. Понадобится высшая категория очистки воды — дистиллированная с добавлением необходимых микроэлементов. Поэтому бизнесмен планирует посетить завод в Подмосковье, чтобы изучить технологию изготовления, варки, розлива и хранения морсов.
– Хотим заняться этим направлением и верим в наш продукт, — делится предприниматель. — Такая система очистки воды станет единственной в регионе. Плюс в плане логистики это будет не накладно, поскольку производство наше, местное. Мы уже сумели в разы повысить выручку. Не говоря о новых рабочих местах. Готовы пригласить специалистов-технологов на достойную зарплату, предоставить жильё, потому что профессиональные кадры — ценный для нас ресурс.
Отчасти в реализации этих планов Павлу могут помочь гранты — до миллиона рублей. Правда, в масштабах производства, где только оборудование обойдётся в 17-20 миллионов, бизнесу по большей части приходится рассчитывать на лояльность банков при кредитовании. Но в успехе задуманного предприниматель не сомневается и уверен, что нового бояться не стоит. Павел сравнивает бизнес с растущим ребёнком: малыш рано или поздно встанет и уверенно пойдёт вперёд, а когда-то и состарится. Главное — двигаться в ногу со временем.
По предварительным расчётам, до конца года на предприятии начнут тестировать новую систему, а в следующем году россияне смогут попробовать вкуснейшие северные морсы.
«Санкции — это неприятно, но не страшно»
Уход с отечественного рынка зарубежных брендов — не трагедия: для наших предпринимателей это шанс предложить свою продукцию, которая не хуже, а по ряду параметров в разы лучше иностранной.
Марсель Садыков из Надыма с 2012 года занимается изготовлением мебели. Когда известный шведский производитель свернул свою деятельность на территории России, предприниматель решил частично занять освободившуюся нишу.
Конечно, мировая компания и местное производство — разные «весовые категории», поэтому полностью заменить ушедшего гиганта вряд ли получится, да и не нужно. Часть того, что он производил, надымский бизнесмен намерен выпускать у себя на предприятии. Ещё какую-то часть могут взять на вооружение другие фирмы. «Поделить» сегменты и направления, найдя наиболее привлекательные для себя, было бы интересно многим местным производителям, уверен предприниматель.
– Мы хотим выпускать простую в сборке мебель для детских комнат — кроватки, столы, шкафы, а также модульные кухни, — поделился планами Марсель Садыков.
Сейчас предприятие выполняет индивидуальные заказы, в перспективе — выпуск стандартной типовой продукции. Существенным подспорьем стала господдержка, за что предприниматель благодарен региональным и муниципальным властям. Так, благодаря программе льготного кредитования центра «Мой бизнес», компании удалось нарастить объёмы производства, создать новые рабочие места.
Бизнесмен не скрывает, что санкции накладывают определённые трудности, но всё решаемо.
– Мы ищем другие логистические маршруты и поставщиков, перестраиваемся под новые реалии. Надо работать в кризис, ведь это новые возможности. Да, санкции — это неприятно, но не страшно, — говорит Марсель. — Мы понимаем, что ушедший бренд и сам стал заложником ситуации и не хотел терять рынок. А вернётся он или нет — мы готовы к любому развитию событий. Нам есть что предложить потребителю.
На Ямале много примеров успешного развития бизнеса в условиях меняющегося рынка. Так, в Надыме одна из крупнейших пекарен региона запустила отечественную линию по производству лаваша. Предприятие работает с федеральными сетями и развивает фирменную розничную сеть. Фермер из Нового Уренгоя готов накормить горожан эко-мясом, фирменной колбасой, козьим сыром, творогом, тушёнкой и беконом. Но, пожалуй, главное, что отличает ямальских предпринимателей — оптимизм и уверенность в том, что они смогут обеспечить не только земляков, но и другие регионы страны всем необходимым. А значит, никакие санкции нам не страшны.
Ямальцы всегда на деле доказывали, что трудности их только мотивируют. Мы всегда будем поддерживать тех, кто готов запускать новые проекты. Для предприятий у нас широкий комплекс мер поддержки — налоговые льготы, субсидии, компенсации затрат и многое другое. Важно, чтобы благодаря этой поддержке в округе появлялись новые рабочие места и выпускалось ещё больше качественной продукции.
Дмитрий Артюхов
губернатор ЯНАО
Текст: Алла Маковеева
Журнал «Ямальский Меридиан», № 6, 2022 г.