«Верим в наш продукт». Как санкции сыграли на руку ямальскому бизнесу | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:12, 16 августа 2022

Общество

«Верим в наш продукт». Как санкции сыграли на руку ямальскому бизнесу

Русская смекалка, любовь к труду и родной земле всегда были присущи нашему человеку. И в современном мире, который меняется с бешеной скоростью, мы точно не пропадём. А наши герои доказывают это делом.

Время для чтения ~ 10 минут


Северная зелень

Подоконники, веранды и балконы, заставленные рассадой — как минимум полстраны не понаслышке знает, что это такое, ведь многие из нас занимаются огородами. А житель Салехарда Леонид Матюшко сумел разглядеть в этом идею для бизнеса. Предприниматель развивает сити-фермерство, и теперь он сможет круглый год снабжать земляков витаминами — экологически чистой зеленью.

В сити-фермерстве растения выводят не на полях и огородах, а в пустующих городских помещениях, подвалах и даже крышах зданий. При этом плодородный грунт не нужен, вместо земли — питательный раствор с минеральными веществами.


На сити-фермах растения выращивают с помощью аэропоники либо гидропоники.

Гидропоника — метод выращивания без почвы, с помощью водных растворов, в которые погружены корни.

Аэропоника — выращивание в воздухе, питательные вещества доставляют к корням в виде тумана.


Супруги Матюшко уже не первый год выращивают у себя на веранде огурцы, помидоры, зелень. Агрономического образования у Леонида нет, однако дело он посчитал интересным и перспективным.

– Когда решил взяться за сити-фермерство, звонил в профильные институты и консультировался. Сейчас вузы открывают целые факультеты по этому направлению, можно смело назвать это профессией будущего, — рассказывает Леонид.

Микрозелень из сити-фермы. Фото: Karamelnaya / Shutterstock.com
Микрозелень из сити-фермы. Фото: Karamelnaya / Shutterstock.com

Впрочем, сити-ферма, как и любой бизнес, требует вложений. Узнав о губернаторском гранте «Агростартап», предприниматель подал заявку. Его идею оценили: ведь благодаря сити-ферме Матюшко, северяне, не избалованные зеленью, в любое время года смогут приобретать её к своему столу. Так Леонид выиграл грант и получил 1 800 000 рублей. На эти средства он приобрёл оборудование и материалы — всё российского производства. Семена фермер будет закупать тоже отечественные, либо азиатские.

– Запустились мы совсем недавно, буквально этой весной, — говорит Леонид Матюшко. — Пока на 44%, поскольку ещё всё тестируем, потому что для каждой культуры нужны свои условия.

Сейчас на ферме растут несколько видов салатов и базилика, щавель, руккола, лук, портулак, кинза, мята, горох и многое другое. Предприниматель понимает, что свежая зелень летом — не самое актуальное предложение, да и пока идёт «раскачка», доходов ещё нет. Но к осени и зимой продукты его фермы станут востребованными.

В планах семьи Матюшко поставлять свежую зелень не только физлицам, но и в городской общепит. Супруги ведут бизнес вдвоём, а совсем недавно стали родителями, поэтому главный помощник только подрастает.

– Я с удовольствием бы пригласил к нам детей на экскурсию, чтобы рассказать, как тут всё устроено. Что такое аэропоника и гидропоника. Выращенная таким образом продукция чище и экологичнее даже овощей с дач и огородов, потому что нет ни земли, ни насекомых, ни химикатов, — делится планами Леонид.

Полезные морсы — для всей страны

Одно из северных богатств — ягоды: клюква, морошка, брусника, черника. Это настоящий кладезь витаминов. Ягодные морсы и полезные напитки скоро начнут выпускать в Ноябрьске. Предприниматель Павел Булатов ставит амбициозные цели: обеспечить ими всю страну.

Бизнесмен уже 12 лет производит воду из артезианских скважин. Сейчас, когда с рынка уходят зарубежные бренды газированных и негазированных напитков, новое направление актуально как никогда.

– Конечно, это будет не аналог «Юпи» из растворённого в воде порошка, а полноценные, насыщенные витаминами морсы, которые мы будем варить, — поясняет Павел Владимирович.

Клюква, морошка, брусника, черника — на Ямале много сырья для морсов и других напитков. Фото: Liliya Kandrashevich / Shutterstock.com
Клюква, морошка, брусника, черника — на Ямале много сырья для морсов и других напитков. Фото: Liliya Kandrashevich / Shutterstock.com

Сейчас он занимается подсчётами: на базе того оборудования, которое есть у предприятия, розлив новых напитков не получится таким, как нужно. Понадобится высшая категория очистки воды — дистиллированная с добавлением необходимых микроэлементов. Поэтому бизнесмен планирует посетить завод в Подмосковье, чтобы изучить технологию изготовления, варки, розлива и хранения морсов.

– Хотим заняться этим направлением и верим в наш продукт, — делится предприниматель. — Такая система очистки воды станет единственной в регионе. Плюс в плане логистики это будет не накладно, поскольку производство наше, местное. Мы уже сумели в разы повысить выручку. Не говоря о новых рабочих местах. Готовы пригласить специалистов-технологов на достойную зарплату, предоставить жильё, потому что профессиональные кадры — ценный для нас ресурс.

Отчасти в реализации этих планов Павлу могут помочь гранты — до миллиона рублей. Правда, в масштабах производства, где только оборудование обойдётся в 17-20 миллионов, бизнесу по большей части приходится рассчитывать на лояльность банков при кредитовании. Но в успехе задуманного предприниматель не сомневается и уверен, что нового бояться не стоит. Павел сравнивает бизнес с растущим ребёнком: малыш рано или поздно встанет и уверенно пойдёт вперёд, а когда-то и состарится. Главное — двигаться в ногу со временем.

По предварительным расчётам, до конца года на предприятии начнут тестировать новую систему, а в следующем году россияне смогут попробовать вкуснейшие северные морсы.

«Санкции — это неприятно, но не страшно»

Уход с отечественного рынка зарубежных брендов — не трагедия: для наших предпринимателей это шанс предложить свою продукцию, которая не хуже, а по ряду параметров в разы лучше иностранной.

Марсель Садыков из Надыма с 2012 года занимается изготовлением мебели. Когда известный шведский производитель свернул свою деятельность на территории России, предприниматель решил частично занять освободившуюся нишу.

Конечно, мировая компания и местное производство — разные «весовые категории», поэтому полностью заменить ушедшего гиганта вряд ли получится, да и не нужно. Часть того, что он производил, надымский бизнесмен намерен выпускать у себя на предприятии. Ещё какую-то часть могут взять на вооружение другие фирмы. «Поделить» сегменты и направления, найдя наиболее привлекательные для себя, было бы интересно многим местным производителям, уверен предприниматель.

– Мы хотим выпускать простую в сборке мебель для детских комнат — кроватки, столы, шкафы, а также модульные кухни, — поделился планами Марсель Садыков.

Сейчас предприятие выполняет индивидуальные заказы, в перспективе — выпуск стандартной типовой продукции. Существенным подспорьем стала господдержка, за что предприниматель благодарен региональным и муниципальным властям. Так, благодаря программе льготного кредитования центра «Мой бизнес», компании удалось нарастить объёмы производства, создать новые рабочие места.

Марсель Садыков (справа) на своем производстве. Фото Марата Галимова
Марсель Садыков (справа) на своем производстве. Фото Марата Галимова

Бизнесмен не скрывает, что санкции накладывают определённые трудности, но всё решаемо.

– Мы ищем другие логистические маршруты и поставщиков, перестраиваемся под новые реалии. Надо работать в кризис, ведь это новые возможности. Да, санкции — это неприятно, но не страшно, — говорит Марсель. — Мы понимаем, что ушедший бренд и сам стал заложником ситуации и не хотел терять рынок. А вернётся он или нет — мы готовы к любому развитию событий. Нам есть что предложить потребителю.

На Ямале много примеров успешного развития бизнеса в условиях меняющегося рынка. Так, в Надыме одна из крупнейших пекарен региона запустила отечественную линию по производству лаваша. Предприятие работает с федеральными сетями и развивает фирменную розничную сеть. Фермер из Нового Уренгоя готов накормить горожан эко-мясом, фирменной колбасой, козьим сыром, творогом, тушёнкой и беконом. Но, пожалуй, главное, что отличает ямальских предпринимателей — оптимизм и уверенность в том, что они смогут обеспечить не только земляков, но и другие регионы страны всем необходимым. А значит, никакие санкции нам не страшны.

Ямальцы всегда на деле доказывали, что трудности их только мотивируют. Мы всегда будем поддерживать тех, кто готов запускать новые проекты. Для предприятий у нас широкий комплекс мер поддержки — налоговые льготы, субсидии, компенсации затрат и многое другое. Важно, чтобы благодаря этой поддержке в округе появлялись новые рабочие места и выпускалось ещё больше качественной продукции.

Дмитрий Артюхов


губернатор ЯНАО


Текст: Алла Маковеева

Журнал «Ямальский Меридиан», № 6, 2022 г.



0

0

0

0

0

0



обновлено: 13:12, 16 августа 2022

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», МыРаботаем