обновлено: 14:25, 15 декабря 2023
Общество
Водить меня научат. С какой попытки сдают теорию и вождение ямальские новички за рулём
Жизнь всё динамичнее, машина всё нужнее. Легко ли получить заветное удостоверение, выяснила Анастасия Успенская — курсант одной из салехардских автошкол.
Время для чтения ~ 8 минут
От пешехода к водителю
О получении водительских прав я всерьёз задумалась только в этом году — для работы. На тот момент весь мой опыт сводился к кручению баранки дедушкиного «КамАЗа» в детстве.
Первый месяц в автошколе мы с группой изучали только теорию — три раза в неделю после работы я приходила в класс. Уже со второго месяца добавились практические занятия. Зубрила правила не только в автошколе: была возможность дополнительно учиться в лицензированном онлайн-приложении. Тем не менее теорию я сдала с третьего раза.
Первый экзамен по вождению я тоже завалила — ошиблась при развороте в ограниченном пространстве. Обидно вышло, ведь до конца маршрута оставалось совсем чуть-чуть. Помешало волнение. Сложно справиться с эмоциональным напряжением, когда инспектор оценивает твои навыки, хотя на вождении с инструктором всегда чувствовала себя уверенно и смело выполняла все элементы в городе. Скоро у меня будет следующая попытка, надеюсь, что к выходу этой публикации я уже получу права и буду полноправным участником дорожного движения. До скорых встреч на дороге!
Неподготовленным не выйдешь
С каждым годом спрос на обучение увеличивается, причём не только среди молодёжи, но и среди зрелого населения. Часто в классе можно увидеть людей предпенсионного возраста и даже постарше, которые желают стать полноправными участниками дорожного движения.
Но пройти все этапы обучения и аттестации совсем непросто. С 2014 года действуют новые стандарты обучения в автошколах России, требования к самим учебным заведениям ужесточили.
С 1 апреля 2021 года в МВД изменили регламент и теперь принимают «единый практический экзамен» вместо двух отдельных — на площадке и в городе. Таким образом, первоначальные навыки вождения (параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве и другие) теперь проверяют в реальных условиях — тот ещё стресс!
Соответственно изменилось и оснащение школ и полигонов. Каких-то десять лет назад в автошколах проводились занятия по бумажным пособиям и схемам-плакатам на стенах. Теперь работают специальные программы, где инструкторы следят за успехами подопечных, за пройденными тестами и общим рейтингом учебной группы. Некоторые автошколы открывают доступ в лицензированные онлайн-приложения — повторять материал курсант может в любое удобное время. Практика показывает, что благодаря таким технологиям качество подготовки выпускников в последние годы выросло.
Оборудование автодрома играет немаловажную роль. В обязательном порядке автошкола обеспечивает то, без чего не могут проводиться занятия: конусы, ограничительные стойки и дорожные знаки. С их помощью создают маршруты и разграничивают зоны с упражнениями.
Для удобства ученика и практики, более приближенной к реальному вождению, некоторые школы оборудовали регулируемые перекрёстки, используют светофоры и диспетчерский пункт.
Кто на новенького?
Нередко в автошколы обращаются водители, которые чувствуют неуверенность в теоретических знаниях или практических навыках, а также лишённые по каким-либо причинам прав. Это тоже реально — им предоставляют возможность заново пройти курс по правилам дорожного движения или взять дополнительные уроки вождения с инструктором.
С недавних пор ученикам необходимо выбирать между обучением на механической и автоматической коробке переключения передач. В последнем случае в правах поставят отметку, которая не позволит законно управлять машиной с ручной КПП.
По статистике, мужчины предпочитают механику, а вот женщины, как правило, выбирают автоматическую коробку передач. Все курсанты сдают экзамены с одинаковым успехом, даже тот маленький процент девушек, которые учатся на механике. Анна Нуронова год назад отучилась в автошколе и получила долгожданные права, хоть и с третьей попытки. Она вспоминает:
– Теория мне далась намного сложнее, но я сдала её с первого раза, а вот вождение только с третьего. Сначала у меня не получилось выполнить параллельную парковку: я заехала на бордюр, а это уже три штрафных балла из пяти допустимых. После ошибки начала сильно нервничать и допустила ещё две оплошности, по одному баллу каждая.
Вторая попытка сдать практику запомнилась не только Анне, но и инспектору. Ей было сложно выехать на проезжую часть — машины на парковке стояли близко друг к другу.
– Тронувшись, я собиралась проехать правее, но инспектор тут же попросил остановиться. Я настояла на том, чтобы мы проверили расстояние от нашего автомобиля до соседнего — мне казалось, что его достаточно для проезда. Инспектор вышел из машины и позвал за собой. Я отпустила тормоз, вышла из машины… и наш автомобиль благополучно покатился прямо на другой. Оказалось, я забыла перевести рычаг коробки передач в режим парковки. Инспектор ГИБДД пытался остановить машину, к нему подбежал инструктор, а у меня глаза круглые от шока — не понимаю, что случилось, — вспоминает девушка.
Когда пришла сдавать в третий раз, уже чувствовала себя уверенно, говорит Анна. А вот инспектор посмотрел опасливо: «Нуронова, надеюсь, без аварий?».
– Я успокоила его. А сдала без ошибок, — смеётся бывшая ученица.
История нашей героини вполне типичная, ведь, по статистике ГИБДД, только половина курсантов сдаёт экзамен с первого раза.
Это подтвердили и результаты опроса в группе «Ямальского меридиана» в соцсети «ВКонтакте»: около 60 процентов его участников отметили, что справились с задачей с первой попытки.
Профессионалы советуют
В чём залог успеха на экзамене в автошколе? Мы опросили автоинструкторов и собрали рекомендации от профессиональных водителей.
- В первую очередь нужно без пропусков посещать занятия по теории и практике вождения.
- Важна сила мотивации. Человек, которому это действительно нужно, будет делать всё, чтобы получить заветное удостоверение.
- Такие качества, как целеустремлённость и трудолюбие, повышают шансы на успех. Не получается — не опускайте рук!
- Умение справиться со своим волнением. Очень многие волнуются только при слове «экзамен». Но это проходит по мере того, как часто ученик видит инспектора на пассажирском кресле. Рано или поздно, он становится своим человеком. Важно понять, что единственная цель инспектора — убедиться, что вы действительно ориентируетесь на дороге и хорошо выполняете элементы.
- И последняя важная рекомендация, которую отметило большинство инструкторов, — к любой машине нужно относиться с душой и любовью.
- А правило, актуальное для всех водителей независимо от стажа, — это осторожность и внимание на дороге.
Текст: Анастасия Успенская
Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2023 г.