За девять месяцев до: музыка для малыша | «Красный Север»
0°C

Общество

За девять месяцев до: музыка для малыша

Маркеллу исполнилось всего три месяца, но с музыкой он знаком намного дольше. Его мама, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Анна Шульгина, работала — и пела! — всю беременность.

Время для чтения ~ 14 минут


Никогда не рано

– Классическая музыка уже в природе сына, слушает с большим удовольствием, — признаётся Анна. — Ему очень нравятся, например, «Времена года». Когда я занимаюсь с учениками, малыш вместе со мной на руках: внимательно слушает, как мы распеваемся, что я говорю.

Регулярно «заслуженная мышь Мариинского театра», как шутит о себе Анна, встречается с маленькими зрителями на детских спектаклях. Абсолютно уверена: польза раннего знакомства с музыкой неоценима. Это подтверждают ямальские педагоги и музыканты.

Галина Злобина, музыкальный руководитель салехардского детского сада «Кристаллик», почётный работник общего образования, поясняет:

– В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости ко всему доброму и прекрасному. Занятия музыкой влияют на коммуникативное развитие, интеллект, речь, улучшают координацию и мелкую моторику. Музыка учит тело и разум действовать сообща, а в раннем детстве стимулирует слух младенца и готовит его к появлению речи.

В практике Галины Викторовны есть случай, когда в конце 1980-х годов они с коллегой помогли заикающейся воспитаннице садика. Малышка из-за дефекта речи стеснялась играть с другими детьми. С нуля, в условиях тотального дефицита специальной литературы, педагоги разработали методику, основанную на музыке и пении, и в течение нескольких лет помогли девочке социализироваться.

На вопрос, с какого возраста стоит начать музыкальное воспитание, Галина Викторовна приводит слова венгерского педагога и композитора Золтана Кодая: за девять месяцев до рождения ребёнка, а ещё лучше — за девять месяцев до рождения матери.

Анна Шульгина с сыном. Фото: предоставлено из личного архива Анны Шульгиной
Анна Шульгина с сыном. Фото: предоставлено из личного архива Анны Шульгиной

– Если родители сами слушают музыку, обсуждают прослушанное или услышанное, высказывают мнения и проявляют эмоции, а тем более играют на музыкальных инструментах — это заинтересует ребенка, — уверен Александр Моисеев, педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ «Надежда» Салехарда. — Появятся вопросы, на которые нужно давать ответы, знакомить чадо с разными стилями и жанрами, слушать вместе и джаз, и рок, и классику, и фолк. И обсуждать, высказывать аргументированные мнения и слушать контраргументы. Варианты «хорошо — плохо» сразу необходимо конкретизировать: что именно понравилось или не понравилось.

Классика? Не только

Главная задача, считает Александр Моисеев, — научить ребёнка ценить и уважать различные музыкальные формы независимо от жанра или стиля. Для этого важно вместе посещать концерты, обучать этикету слушателя. И да, никогда не рано.

– С грудничком можно начинать с прослушивания мягкой и успокаивающей классической музыки. Это поможет создать расслабляющую атмосферу перед сном или во время игры. Какие произведения? Камерные инструментальные. Ни в коем случае не симфонии — от перепадов динамики, громких звуков ребенок будет вздрагивать, пугаться. Не оперы, арии или романсы — мамин голос в приоритете, а если мама будет петь колыбельную — замечательно. И, конечно же, несложные и не слишком эмоционально насыщенные. Своей маленькой дочке я включал колыбельные, особым успехом пользовались переложения для арфы и челесты и небольшие, лёгкие произведения. «Колыбельная» Моцарта, которую мы знаем с русским текстом как «Спи, моя радость, усни...» перед сном, «Маленькая ночная серенада» во время активных игр.

Неужели слушать нужно только классику? Совсем нет, уверена Татьяна Малахова, ведущий специалист отдела молодёжной политики управления культуры и молодёжной политики администрации города Муравленко, вокалистка и мама четырёхлетней Полины.

Татьяна Малахова с дочкой. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Малаховой
Татьяна Малахова с дочкой. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Малаховой

– В нашей семье царит музыкальный климат. Можно и забыть про «полезную» классику, если вдруг считаете, что это скучновато. Слушайте любой жанр сами, получайте удовольствие на глазах у ребёнка, танцуйте, играйте. Малыш увидит и почувствует, как музыка нравится вам, что она связана с пониманием, искренними чувствами, с любовью. Дочка тянется к светлым, умиротворённым и оптимистичным интонациям, опыт музыкальных впечатлений копится, и Полина просит повторить эти музыкальные вещи, — делится опытом Татьяна.

По словам собеседницы, в их городе работает проект «Кроха-музыкант», который вдохновляет деток, дарит незабываемые эмоции и поощряет родителей самих заниматься музыкальной деятельностью.

– Мы любим вместе смотреть музыкальные передачи или видеоклипы, дружно поём в свободное время незамысловатые песенки, шумим. У нас есть несколько детских музыкальных предметов, один из любимых — ксилофон, — добавляет она.

На кончиках пальцев

В программу «Крохи-музыканта» входит не только музыкальное воспитание, но и занятия, направленные на развитие моторики, знакомство с окружающим миром, творчество.

– Все родители любят своих детей и стараются уделять им максимум внимания, но мало кто из них имеет возможность (временную и профессиональную) заниматься с малышом по определённой системе, — поясняет Юлия Александрова, заместитель директора по учебной работе детской музыкальной школы Муравленко. — Здесь мы и приходим на помощь.

Инфографика: Олеси Меркуловой / «Ямал-Медиа». Фото: предоставлено из архива Детской музыкальной школы г. Муравленко
Инфографика: Олеси Меркуловой / «Ямал-Медиа». Фото: предоставлено из архива Детской музыкальной школы г. Муравленко

На протяжении нескольких месяцев педагоги пытались понять, какие занятия больше по душе малышам и их родителям. Оказалось, что нравятся все: совместное творчество не даёт скучать ни мамам, ни детям.

– Очень интересна игра на детских музыкальных инструментах, — Юлия Алексеевна подтверждает слова Татьяны Малаховой. — Самые любимые — колокольчик, барабан и звоночки. Забавно наблюдать первую реакцию детей в возрасте года-двух на звуки — удивление, восторг, восклицание. Малыши постарше выражают эмоции жестами, кружением. Особо нравится им проигрывание сюжетных сценок: например, с помощью звуков, извлекаемых из ксилофона, показать, как идёт зайка, а потом, как его догоняет медведь или волк. Подобным образом озвучивать дождик или град, от которого прячутся игрушки или устраивать для кукол концерт.

Первые успехи в музыке, опыт извлечения звуков, а позже навыки элементарного музицирования и пения не только приносят огромное удовольствие малышам, но и придают уверенность в своих силах, — говорит педагог.


Татьяна Черниговская, российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, глава Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО (из интервью Сати Спиваковой):

«Всех детей очень желательно учить музыке, и начинать нужно как можно раньше. Это увеличивает пластичность мозга. Пластичность — это способность учиться, то есть способность образовывать новые связи в нейронной сети. Музыка это делает как ничто другое, потому что она подразумевает очень тонкий анализ: этот фрагмент отличается от того частотой на миллиметр или этот кусочек должен прозвучать раньше того кусочка. Это тонкие, ювелирные вещи. У детей, которые рано начинают учиться музыке, гораздо легче идёт чтение и письмо, а когда они становятся бабушками и дедушками, то на несколько лет отодвигают от себя Альцгеймера».


Зарядка для мозга

Музыка — это почти как зарядка для мозга. Когда ваш ребёнок слушает музыку или играет на музыкальных инструментах, его мозг активизирует множество различных областей. Это тренирует память, улучшает внимание и концентрацию. Почти как тренировка в спортзале! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог сконцентрироваться на чём-то больше, чем на последней серии «Винни Пуха», музыка — это то, что вам нужно!

Кроме того, на занятиях у малышей выстраиваются нравственные ориентиры. Ведь педагог учит смотреть и видеть, слушать и слышать, способствует воспитанию души ребенка. Почему, например, с грудным малышом важно разговаривать, общаться, давать слушать музыку? Потому что это и есть определённые сенсорные потоки, которые, в частности, влияют на формирование речевых навыков.

Проект в Муравленко реализуется всего два года, за это время его выпускниками стали десять малышей. Все воспитанники продолжили дальнейшее обучение в группе раннего общехудожественного развития детей в городской музыкальной школе. Педагоги отмечают: эти дети быстрее усваивают информацию, им хочется выражать свои мысли, проявлять инициативу, самостоятельность.


ЧТО ПОЧИТАТЬ?

Сати Спивакова, «Нескучная классика. Ещё не всё».

Дон Кэмпбелл, «Эффект Моцарта».

Мисару Ибуки, «После трёх уже поздно».


– Приведу примеры историй двух малышей (каждому по два с половиной года), для которых занятия стали важным толчком в развитии. Маша родилась недоношенной, и врачи предупреждали, что у неё могут быть проблемы с координацией и концентрацией внимания. Однако после года занятий музыкой Маша не только обогнала сверстников в развитии, но и стала лидером в своей группе. А у Никиты были трудности с социализацией, и он часто чувствовал себя изолированным среди сверстников. Но музыка стала настоящим открытием. Он начал играть на барабанах, и это действительно помогло ему «найти свой голос», выразить эмоции и сблизиться с ребятами.

Пусть пошумит

Анжела Бёрдова, психолог, художественный арт-терапевт, педагог в области творчества, художник, на вопрос, как приобщить малыша к музыке, предложила задуматься о том, что каждый человек в своём индивидуальном развитии повторяет путь человечества.

– Если посмотреть на весь период жизни человечества, классическая музыка появилась совсем недавно. Не кормим ли мы младенца сложным деликатесом, который он не может переварить? На заре развития человечества музыка — это звучание голоса, шумовые, простейшие инструменты. Дудочки, барабаны есть практически во всех культурах мира. Очень полезны для малыша речь, пение, простые попевочки с часто повторяющимися интонациями, с понятными образами и смыслами. При этом они сплетены с игрой. И это понятно, доступно. Мы все знаем, как дети стучат по предметам, многократно повторяя, извлекая звук. Именно в этом игровом процессе мы можем творить звучание, встречаться со звуком и постепенно подходить к опыту музыки.

Психолог добавляет: музыка — социальный жест, музицирование, в том числе домашнее, становящееся всё более популярным, приглашает нас к тому, что мы начинаем слушать и слышать.

– Мы можем понять другого человека: когда он начинает играть, когда он заканчивает, когда мне надо вступить, когда стукнуть в барабан, когда я могу своим языком, языком своего инструмента войти в общий разговор. Существует масса музыкальных игр и произведений, которые используют для корректировки состояния, поведения ребёнка. Так, например, пока звучит музыка, мы можем двигаться, бегать, играть, но, как только наступает тишина, нужно остановиться, то есть научиться включать собственную систему торможения.

Психолог Анжела Бёрдова добавляет:

– Сейчас есть большая потребность в здоровом сопровождении ребёнка на пути в музыку. Каждому возрасту доступны определённые переживания, и я думаю, что, если ребёнок пройдёт эту дорогу мягко, бережно, так, как прошло всё человечество, это будет очень здоровый, очень красивый путь. И здорово, если педагоги и родители пойдут рядом.


Забавная история от Александра Моисеева:

«Двухлетнюю внучку с таким же по возрасту племянником частенько приводили к бабушке на время авралов на работе, стандартная ситуация. Нестандартно то, что бабушка, педагог-музыкант, приучила малявок обедать под вальсы Штрауса: включала компакт-диск во время обеда. И в один прекрасный день бабушке тоже нужно было убежать по своим делам, она оставила этих двух меломанов на деда, с ценными указаниями — чем и во сколько покормить, кому какую ложку дать… Дед всё чётко по алгоритму сделал, разогрел, накрыл, усадил. А эти мелкие негодяи сидят с ложками в руках и на него смотрят, не едят. Дед упрашивает, убеждает, ругается — никак не хотят есть, хотя на аппетит никогда не жаловались. И тут внучка изрекает: «Деда, а музычку?»

Когда дед пришёл в себя от смеха и включил Штрауса, дети зашелестели ложками со скоростью карьерного экскаватора».


Текст: Анастасия Русина

Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2023 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, Музыка, Семья