Жёлтая «Волга», первая зебра и весёлое ДТП. Как управлялись на дорогах Салехарда образца 70-х всего два автоинспектора | «Красный Север»
0°C

обновлено: 08:25, 13 декабря 2022

Общество

Жёлтая «Волга», первая зебра и весёлое ДТП. Как управлялись на дорогах Салехарда образца 70-х всего два автоинспектора

Скажи кому — не поверят, что в середине 70-х годов прошлого века за порядком на дорогах Салехарда следили всего-навсего два инспектора ДПС — старшины Валерий Иванович Баландин и Василий Юрьевич Шоля. Конечно, дорожная сеть окружной столицы тогда пребывала в зачаточном состоянии, асфальт только начал появляться, а личные авто были редкостью. И всё же, согласитесь, два инспектора — слишком мало для города с 25-тысячным населением.


Как бы там ни было, но Валерий Иванович и Василий Юрьевич прекрасно справлялись со своими служебными обязанностями. Примечательно, что первый из них попал на службу по направлению трудового коллектива. В 1975 году на общем собрании работников управления механизации треста «Ямалгражданстрой», где он трудился механиком, решили командировать комсомольца Баландина на укрепление профессионального ядра местной Госавтоинспекции.

Как правило, возражения и самоотводы в таких случаях во внимание не принимались.

А наш герой и не думал уклоняться! Годом ранее он получил диплом специалиста по эксплуатации автотракторной техники и прекрасно подходил на ответственную должность.

В работу на новом месте Валерий Баландин включился с самого первого дня. Василий Шоля обучал его действиям на линии, а старший лейтенант милиции Иван Макарович Осьминин, единственный офицер в подразделении, преподавал теоретические науки — основы действующего законодательства и профподготовку.

В середине 70-х годов в окружном ГАИ не было крутых навороченных джипов, оборудованных эффектными световыми и звуковыми спецсигналами. Новенькие «ГАЗ-24» даже в крупных городах ещё были редкостью, так что местные гаишники довольствовались старенькой «Волгой» «ГАЗ-21». Это был их единственный и самый представительный автомобиль. Впрочем, у основной массы населения дела обстояли хуже. Эра «Нивы» ещё не наступила, и счастливые автовладельцы довольствовались в основном «Запорожцами» и «Москвичами». Что ж, тем солиднее смотрелась жёлтая милицейская «Волжанка» на полупустых улицах полярной столицы!

Валерий Баландин на рабочем мотоцикле. На коляске установлен громкоговоритель. Фото: предоставлено Валерием Баландиным
Валерий Баландин на рабочем мотоцикле. На коляске установлен громкоговоритель. Фото: предоставлено Валерием Баландиным

А ещё у гаишников был обыкновенный серийный мотоцикл с установленным на коляске громкоговорителем. Большую помощь милиции в ту пору оказывали добровольные народные дружины городских автохозяйств. Вечерами они патрулировали город на служебных авто. Наверное, не ошибусь, если скажу, что Баландин — самый строгий и серьёзный из всех известных мне сотрудников ГАИ. Я видел, как он работает с людьми, общался с ним и после работы. Так вот, он был настолько подтянут и собран, что даже улыбнуться по-нормальному не мог. От этой профессиональной привычки он избавился, лишь когда ушёл на заслуженный отдых. Единственным исключением стало курьёзное ДТП, заставившее смеяться до колик даже такого серьёзного милиционера, как Валера Баландин.

А дело было так. В 1976 году в деревянном Салехарде возвели кирпичный Дом Советов, на площади перед ним установили памятник Ленину. Центральная часть города разом преобразилась, на полярном круге началась эпоха капитального строительства. Конечно, властям захотелось усилить эффект, довести этот островок цивилизации до ума. Решили начать с пешеходной разметки.

Сейчас уже и не вспомнить, кому поручили нанести «зебру» на асфальт. Отмечу лишь, что неискушённые в этом деле рабочие орудовали обычными кистями, окуная их в эмалированный тазик, наполненный до краёв белой краской.

Здесь хочется сделать небольшое отступление и подчеркнуть, что у каждой эпохи свои анекдоты, своё представление о юморе. То, что сейчас кажется просто забавным, лет сорок-пятьдесят назад действительно вызывало приступ гомерического хохота. Советские зрители от души смеялись над героями «Операции Ы», держались за животы, когда в кадре появлялась залепленная шпатлёвкой физиономия тунеядца Феди.

И вот, нечто подобное случилось на недописанной зебре у Дома Советов. Неосторожный рабочий случайно пихнул таз под колёса проходившего мимо автобуса. Таз резко крутанул сальто и окатил работника краской с головы до ног. Пассажирский «ЛАЗ» затормозил, горе-маляр, растопырив руки, в растерянности оглядывал себя. Тут же набежала толпа зевак. Люди восприняли ситуацию с юмором, но кто-то всё же сгонял в пятиэтажку и позвонил в ГАИ.

Ох и смеялся тогда Валерий Иванович, протоколируя столь необычное дорожно-транспортное происшествие. Неуклюжий рабочий напомнил ему и киногероя Алексея Смирнова, и снежного человека одновременно.

В 70-е годы за порядком на дорогах Салехарда следили всего два инспектора ДПС — Валерий Баландин (слева) и Василий Шоля. Фото: предоставлено Валерием Баландиным
В 70-е годы за порядком на дорогах Салехарда следили всего два инспектора ДПС — Валерий Баландин (слева) и Василий Шоля. Фото: предоставлено Валерием Баландиным

Валерий Иванович быстро рос по службе. Весной 1987 года, когда было создано УВД Ямало-Ненецкого окрисполкома, его назначили старшим госавтоинспектором регистрационно-экзаменационной работы. В этой должности он объездил весь Ямал — от острова Белый на севере округа до ныне упразднённого посёлка Холмы на юге. Через пять лет он возглавил отделение ГАИ Муравленковского ГОВД. И даже после выхода на пенсию Валерий Иванович ещё долго трудился на руководящей должности в «Ноябрьскнефтегазе».

Сейчас седовласый ветеран живёт в Тюмени, активно участвует в работе общественной организации «Ветераны ОВД ЯНАО». Некогда очень серьёзный милиционер заряжает товарищей позитивом и бодростью, организует торжественные мероприятия и коллективные экскурсии.


Текст: Сергей Денисов

Журнал «Северяне», №2, 2022г.


14

0

0

0

0

0



обновлено: 08:25, 13 декабря 2022

Темы

Архив журнала «Северяне», История Ямала