Тренер ямальских фигуристов: «У нас есть всё, чтобы побеждать» | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:06, 12 июня 2023

Спорт

Тренер ямальских фигуристов: «У нас есть всё, чтобы побеждать»

И грация, и стиль, и яркие образы, и домашняя ледовая арена для комфортных тренировок: казалось бы, на Ямале создают все условия, чтобы синхронники могли участвовать в чемпионатах страны. А на деле, с окончанием школы девушки заканчивают и спортивную карьеру. И команду, которая соревновалась бы в категории мастеров спорта, собрать не так просто.

Время для чтения ~ 9 минут


Почему так происходит, есть ли выход из этой ситуации, рассказала Юлия Прохорко, тренер по синхронному фигурному катанию спортшколы «Ямал».

– И всё же, что нужно ямальскому синхронному фигурному катанию, чтобы уверенно брать чемпионские кубки на мировых и российских соревнованиях?

– Если честно, то нам в Салехарде нужен свой вуз, — искренне признаётся в беседе Юлия Прохорко. — Я говорю серьёзно, потому что наши фигуристки из старшей команды, оканчивая школу в 18 лет, уезжают на учёбу в города, где есть институты. Таким образом, спортивная карьера обрывается, девочки начинают строить свою жизнь, получают профессию. Если бы в Салехарде был институт или, к примеру, филиал крупного вуза, многие оставались бы тут, учились и продолжали выступать, представляя округ на более высоком уровне, среди взрослых команд.

«Подбор мелодии — как решение уравнения»

Юлия Прохорко в Ледовом дворце — с момента его открытия, когда сама пришла с классом в 13 лет. В одиночном катании уже было поздно пробоваться, а вот для синхронного возраст вполне подходил, и уже через два года она начала выступать на соревнованиях в составе ямальской команды. Сегодня они вместе с тренером Ульяной Чирковой оттачивают синхронное катание ямальских фигуристок. Год от года состязаться приходится со всё более сильными соперниками. Даже держать свой уровень трудно, а Ямал умудряется брать золото и занимать призовые места, состязаясь с чемпионами мира и России.

Юлия Прохорко. Фото: Андрей Ткачев/«Ямал-Медиа»
Юлия Прохорко. Фото: Андрей Ткачев/«Ямал-Медиа»

– Юлия Сергеевна, расскажите, как проходят тренировки? Как отрабатываете разные сложные элементы программы?

– Две старшие команды тренируем Ульяна Алексеевна Чиркова и я. Также со всеми тремя командами нашей спортивной школы работает хореограф Конева Мария Сергеевна.

За 45 минут до тренировки дети приходят на разминку — это и бег, и растяжка, и скакалка. Только потом выходят на лёд. Во время обязательного раскаточного блока из серии упражнений — скольжение, вращение — дети работают отдельно друг от друга, отрабатывают правильное исполнение. Затем начинаем раскатку команды, то есть синхронно отрабатываем элементы программы.

– Синхронности достичь трудно?

– Это результат огромного числа повторений и, безусловно, большого терпения. Очень важно одинаковое для всей команды восприятие музыки и ритма. Когда мы учим программу, то сначала просто слушаем музыку и отмечаем ритм хлопками в ладоши. Если музыку дети не слышат одинаково, то они никогда не поедут синхронно. Малышам мы всегда подбираем простую музыку, с лёгким ритмом. А вот у юниоров в этом спортивном году очень сложная музыкальная программа.

Наши девочки хорошо катаются под музыку, которая как-то связана со стихиями, в этом году — музыкальное произведение «Дождь», а до того была программа «Дерево жизни». У них это получается лучше всего, для них очень понятна природа, её явления. Несколько сложнее на льду даются программы, где нужно включить драматические эмоции, страсть или любовь, например.

– Физическая подготовка играет важную роль, учитывая то, как девушкам нужно выложиться на льду?

– Бесспорно! У нас тренировки ежедневные, ведь чтобы кататься четыре минуты на такой скорости, в такой мощности исполнения, при этом не теряя артистизма и взаимодействия с залом, нужно иметь очень хорошую физическую подготовку. Это очень сложно.

Фото: Андрей Ткачев/«Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев/«Ямал-Медиа»

Но есть и другая проблема. К примеру, наши «Новисы» — маленькие терминаторы, выносливые, и делают очень много! Но им в силу возраста трудно взаимодействовать со зрителями. И все сложные истории на льду им ещё непонятны. Мы пытались кататься под песню Линды «Я — ворона», показать переход из детства в юность, и для девочек это оказалось сложной историей. А вот изобразить день пумы в саванне — как животное просыпается, потягивается, умывается, выходит на прогулку — это им понятно, они могут это играть на льду.

– Как я понимаю, скорость важна при исполнении?

– Да. Судьи оценивают выступление синхронников по трём критериям — скорость, форма элемента и унисон. Например, нужно команде проехать ровную прямую линию, а она у них получилась не прямая, гуляющая — оценку за это снимают.

Нашей команде важно рассказать на льду какую-то глобальную историю, от начала и до кульминации. Подбор мелодии — это, на самом деле, как уравнение, которое нужно решить правильно, имея в виду, что есть вот такие спортсмены с вот такими способностями.

Юлия Прохорко


тренер по синхронному фигурному катанию спортшколы «Ямал»

«Работаем с подростками, и нам это нравится»

– Случаются обидные падения во время выступлений на турнирах. Как учите спортсменок быстро справляться с этим?

– Мы с Ульяной Алексеевной едины во мнении: каждый спортсмен имеет право на ошибку, и, если ты её сделал, нужно быстро собраться и продолжать программу. Лёд скользкий, так что ошибки неизбежны, тем более, когда 12–16 человек движутся на такой скорости. Если спортсменок начать ругать, они станут кататься ещё хуже, просто от страха перед тренером.

Готовим видеонарезки, смотрим, разбираем. Бывает, что в команде при прокате падают по восемь человек. Такие массовые завалы команд — очень страшно, и чаще всего после такого команда уже не может эмоционально собраться и докатать программу на все 100 процентов.

– Есть различия между нашими ямальскими фигуристками и московскими, между школами фигурного катания? Допустим, там более требовательно относятся к фигуристам или дети более амбициозны?

– Девушки разные, кто-то очень артистичный, яркий, зажигающий, а есть и неуверенные в себе, зажатые. Мы стараемся донести до наших спортсменок суть единства команды, единства цели, необходимости работы в коллективе. Ситуации разные, мы ведь имеем дело с детьми в пубертате. Многое зависит от капитана команды. В старшей команде это Аня Мамонтова, она катается с трёх лет, учится в 10-м классе, ещё год с нами будет работать. У неё получается держать всю команду, выстраивать диалог со всеми, заботиться о микроклимате и результативности команды. Такой капитан — находка.

Наши уверенные победы

В феврале Салехард принимал участников пятого этапа Кубка России и Всероссийских соревнований «Кубка Арктики» по синхронному катанию на коньках. Ямальские синхронники выступили блестяще, войдя в тройку призёров. Бороться пришлось с чемпионами мира и России. Выступления в короткой и произвольной программах принесли нашим спортсменкам из команды «Ямал» золото среди команд с 12 участниками и серебро команде «Сияние Ямала» в турнире «Кубка Арктики».

Ямальская команда на Кубке Арктики. Фото: Андрей Ткачев/«Ямал-Медиа»
Ямальская команда на Кубке Арктики. Фото: Андрей Ткачев/«Ямал-Медиа»

В марте команда «Ямал» состязалась с сильнейшими на первенстве России по синхронному катанию на коньках в Саранске. Среди 15 команд-участников наша стала пятой. Ямал в пятёрке лидеров держит марку уверенно, всё повышая уровень мастерства, ведь приходится бороться с сильнейшими.

Синхронное катание на Ямале всегда было на хорошем счету. Зародилось в 2001 году, в 2003-м ямальская команда впервые приняла участие в соревнованиях и уже через год занята 2-е место на первенстве России.

Ульяна Чиркова


тренер по синхронному фигурному катанию спортшколы «Ямал»


Текст: Нина Фальшунова

Журнал «Ямальский меридиан», № 5, 2023 г.


1

0

0

0

0

0



обновлено: 10:06, 12 июня 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Фигурное катание