обновлено: 06:15, 20 февраля 2023
Агропром
Центр урезает поддержку ямальского АПК до предельного минимума
Минфин меняет условия софинансирования на развитие агропрома на будущий год, сообщил губернаторам замминистра Игорь Кузин 8 сентября на Совете по вопросам развития села, которое на прошлой неделе состоялось в Тюмени. Чем это обернется для Ямала?
Урежут федеральную надбавку регионам не одинаково, проценты высчитаны с учетом расчетной бюджетной обеспеченности. Так, Арктическому региону снизят федеральную поддержку до 14 процентов – это предельный уровень софинансирования, один из самых низких в стране. Следовательно, бюджету Ямала предстоит найти 183 миллиона собственных средств. В Арктическом регионе уже готовы предложить правительству корректировки с учетом природно-климатических условий, Дмитрий Кобылкин заручился поддержкой полпреда.
– Агропромышленный комплекс Крайнего Севера – это не сфера экономики, а социальные обязательства – рабочие места, поддержка традиционных промыслов коренных народов, обеспечение жителей труднодоступных территорий собственной продукцией, причем экологически чистой, – подчеркнул Дмитрий Николаевич.
Еще тяжелее положение Тюменской области. Уровень софинансирования из госбюджета ей снизят до 22 процентов, но чтобы получить объем, необходимый для развития отрасли на уровне прошлого года, придется изыскать 4,6 миллиарда рублей. Губернатор Владимир Якушев констатировал, что такие решения стагнируют областную инвестпрограмму. Проекты, на которые инвесторы взяли кредиты, оказываются под угрозой. Регион приближается к опасному дотационному рубежу.
Софинансирование для Свердловской области составит 67 процентов, регион недополучит 447 миллионов рублей. Челябинской области предстоит найти 425 миллионов рублей, Югра лишится 76 миллионов рублей.
От введения новой системы выигрывает только Курганская область. Там с верхом закроются все расходы на АПК и добавится 46 миллионов рублей.
Вопрос-ответ
СЕЛЬХОЗПРОГРАММЫ ЯМАЛА «ПРОСЯДУТ» ИЗ-ЗА НОВЫХ ПРАВИЛ?
Виктор Югай, руководитель агропромышленного департамента ЯНАО:
– Да, министерство нам установило уровень софинансирования в 14 процентов к расходным обязательствам автономного округа. Исходя из этого, мы должны изыскать разницу – 183 миллиона с копейками. В настоящий момент эти средства у нас есть. Мы-то просим из федерального бюджета больше, наша задача – привлечь максимальное количество средства на развитие наших программ.
Понятно, что инвестор тяжело идет на Север: сложная логистика, дорогое строительство. Поэтому по нашим основным направлениям – поддержка северного оленеводства, молочное животноводство, устойчивое развитие сельских территорий – мы постоянно сотрудничаем с министерством сельского хозяйства.
Если в лучшие годы на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на селе, из федерального бюджета нам давали 220 миллионов, то предполагаемая сумма на 2018 год составляет 3,5 миллиона. Это пока контрольные цифры, будем работать.
Акценты
В ОТСУТСТВИИ НЕФТЕГАЗА ПОДДЕРЖИВАЕТ АГРОПРОМ
Успешно реализовать программу продовольственной безопасности, в том числе молочное животноводство и растениеводство, Арктическому региону помогают современные технологии и особый подход к людям, уверен глава Ямала Дмитрий Кобылкин.
Так, в полном объеме финансируется программа по улучшению жилищных условий в сельской местности. Притом, что с 2014 года объем федеральных субсидий на эти цели сокращен в три раза, две тысячи молодых семей и специалистов обрели крышу над головой.
В целом, тенденция к сокращению финансирования регионального агропрома из госказны наметилась еще пять лет назад, заключил губернатор, с тех пор транши похудели более чем в десять раз. Но даже в таких условиях ни одну из программ развития АПК сворачивать на Ямале не намерены. О производстве собственного молока и овощей здесь давно перестали говорить как об эксперименте.
– В Шурышкарском, Приуральском, Красноселькупском районах это нормальная практика. Туда не пришел нефтегазовый комплекс, работы особо нет. В этом плане мы убиваем двух зайцев: во-первых, создаем рабочие места, во-вторых, снабжаем население свежей продукцией, – комментирует Дмитрий Кобылкин и это повод для гордости глав муниципальных образований. Рядом с показателями роста производства и высоким спросом идут другие значения – здоровье детей.
Охотно ли заходят инвесторы в ямальский агропром? Скорее – нет, констатирует Виктор Югай, но они есть. Если всё будет хорошо, в следующем году в Салехарде тоже появятся свои овощи.
– Проект по строительству теплиц в Салехарде начат два года назад. Пришел реальный инвестор, первый человек, который сказал: я вложу свои деньги и по концессионному соглашению будем работать. В 2018 году он обещал дать овощи. Второй тепличный комплекс строится в Ноябрьске. Это два больших инвестпроекта, которыми мы дорожим. С ними мы планируем выходить на министерство сельского хозяйства, для получения дешевых инвесткредитов, – сообщил руководитель окружного департамента АПК.