Агропром
На Соби ловят чёрную рыбу «кастрюльками» и тоннами
«КС» побывал в Катравоже и узнал, как добытчики ставят рекорды
Ловцы из «Святогора» перевыполняют план даже с изношенной техникой – чинят снегоходы «на ходу». А один из лучших работников Анатолий Сязи за полтора месяца натягал 11 тонн рыбы, выполнив тройную норму! Как удалось?
ОТ УДАЧИ ДО ПРОВАЛА – ОДНА ЛОВУШКА
Рекордсмен использует вентерь – снасть-ловушку из сети, завязанной в форме цилиндра. Основание крепится на деревянных шестах. Рыбешка заплывает внутрь и оказывается будто в аквариуме – не выберется. И не погибнет, пока ее не вытянут на берег.
– С вентеря можно больше тонны за раз вытащить, а можно кастрюльку, – рассказывает Анатолий Сязи, подтягивая снасть из лунки, в местечке Наропол на Соби. – Обычно ловушку проверяем раз в три-четыре дня, бывает через неделю. Но у нас три участка здесь и на каждом по нескольку лунок, так что ежедневно с уловами.
Тянуть добычу рыбаку помогает сын Александр. Из сетей, окутанных паром на морозном воздухе, вываливаются крупные налимы, щуки, язи. Мокрая рыба беспомощно вертится и облепляется снегом, словно мукой. Навскидку тут килограммов сто, не густо для семи то дней. Но собеседник не теряет оптимизма.
– Я 33 года на промысле, живца меньше не стало, кроме муксуна, нельмы и щокура. Остальной хватает. Главное не лениться, от улова зависит заработок. Можно и на черной рыбе хорошую зарплату получать, – переводя дыхание, говорит Анатолий Сязи. – Вот с техникой проблемы. Нередко приходится на собственные деньги чинить снегоходы для рыбалки. В прошлом году порадовали – двигатели новые выдали…
ФЛОТ ПОДДЕРЖАТ ГРАНТАМИ
Не так всё печально, предприятие держится, говорит, поглядывая на извивающегося живца, руководитель ООО «Святогор» Наил Нигматуллин. И тут же вздыхает: «Но плашкоуты наши вы сами видели».
Да, на этих судах журналисты «КС» с коллегами-телевизионщиками бывали еще прошлым летом. Один 1991-го года выпуска, другой – 1996-го. С учетом 15-летнего срока службы, они переработали почти 12 и 7 лет соответственно.
– Ремонтируем сами, но заменить без господдержки не в силах. Новое судно около восьми миллионов рублей стоит, – сообщает директор.
Незадолго до этого тема обновления транспорта звучала на совещании по развитию рыбной отрасли в Сале-харде, при губернаторе. Заместитель директора департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Вячеслав Жедулев, сопровождавший корреспондентов на рыбучасток, дает расклад: рыболовецкий флот в рабочем состоянии, но есть проблемы.
– К примеру, на некоторых судах необходима замена днища или ремонт корпуса. Это стоит от 1,5 до 4 миллионов рублей. Всего же по автономному округу около 80 процентов несамоходных судов придется ремонтировать, – информирует он. – Мы планируем сделать это в течение трех лет, начиная с 2019 года. Сами предприятия не справятся. Поэтому регион будет помогать. Один из вариантов – предоставлять рыбодобывающим предприятиям гранты на модернизацию материально-технической базы.
ЗА «СКОЛЬЗКОГО И КОЛЮЧЕГО» ПРИПЛАЧИВАЮТ
Рыбаки подогнали снегоход. Между дел поясняют, что на Соби зимой только черная рыба: налим, щука, язь и ёрш. Среди пойманной чешуйчатой «братии» оказались представителей всех названных видов, плюс – десятка два плотвы. Ершики в застывающей на снегу компании выглядят необычно: с изогнутым дугой тельцем, большими глазами и длинными колючками.
– Их кто-то жалует? – удивляемся мы.
– Еще как, в ухе очень хороши, да и жареные, все равно, что семечки, – посмеиваются рыбаки.
Им самим за каждый килограмм ерша заплатят по 20 рублей, а в продажу отпустят в два раз дешевле – товар-то мелкий, неликвидный, полезен разве что для звероферм. Как получается такая занимательная бухгалтерия?
Дело в том, что «скользкий и колючий» относится к категории хищников, и его вылов, равно как щуки и налима, относится к разряду мелиоративных.
– А за мелиорацию регион выплачивает ямальским рыбакам субсидии – по 35 рублей за каждый килограмм. Так что это выгодное занятие, – утверждает замдиректора профильного департамента Вячеслав Жедулев. – Плюс господдержка идет за реализованную рыбу.
НАЛИМА «РАСПРЯМЛЯЮТ» БИТОЙ
За разговорами молодой Сязи достал из снегохода короткую деревянную палку и, взяв за хвост налима, крепко ударил его возле головы. Впечатлительным людям лучше не читать далее, но таким образом он оглушил всю крупную рыбу.
– Иначе они, извиваясь, застынут в виде крючка, пока везем на склад. Тогда в мешки сложно фасовать будет, – разводит руками катравожец.
Что ж, погрузили-повезли. В деревянном прицепе снегохода застывшая рыбешка постукивала на снежных ухабах как полешки. А на складе уже ждали грузчики…
– Мы на днях 80 тонн налима отправили на Салехардский комбинат и в Тюмень, – стоя у мешков с продукцией, говорит директор предприятия. – С января поймали 124 тонны, уходит все быстро. А в прошлом году добыли 523 тонны, перевыполнив план на 154 процента. Думаем, и нынешний год сложится удачно.
ЦИФРА
400 тонн рыбы добыли за январь семь предприятий, которые ведут зимний промысел в автономном округе.