Агропром
Рыбаки вышли на промысел по тонкому льду
Не дождавшись вертолетов, новопортовские рыбаки снарядили вездеходы и отправились в Яптик-Сале за ряпушкой. Три машины с припасами и четыре десятка рыбаков добирались до места назначения почти сутки.
НЕТ ВЕРТОЛЁТА? ДОЕДЕМ МАШИНОЙ!
От Нового Порта до рыбо-участка более двухсот километров и половина пути – по еще неокрепшему льду.
– Вертолеты на Яптик-Сале мы заказали еще 10 ноября, но так и не дождались вылета. То буран разыграется, то вахтовики перехватят наш борт, – посетовал «КС» директор МП «Новопортовский рыбозавод» Сергей Юсько.
В итоге, прождав две недели, промысловики решили добираться самостоятельно. Проверили машины, взяли запас горючего и в понедельник утром отправились в путь. Пересекли с дюжину речек, выезжали и на лед Обской губы, туда, где он только-только достиг оптимальной толщины.
– Торопимся, так как промысел уже идет, за упущенное время мы могли бы поймать 50–60 тонн рыбы. Компенсировать эти потери ударным трудом сложно, людям придется по 20 часов в сутки сети тянуть, – подчеркивает руководитель, проделавший с рыбаками марш-бросок на факторию.
Вчера рыбацкие бригады наконец добрались до фактории. Теперь они почти пять месяцев будут жить и работать автономно, в отрыве от цивилизации.
ЛЮДИ РАБОТАЮТ НА ПРЕДЕЛЕ
По словам Сергея Юсько на прошлой неделе возле Яптик-Сале замечены тучные стада сига.
– До конца года по плану надо поймать 110 тонн живца, а в январе еще 90, – сказал глава предприятия. – От того, как справимся, зависит выручка завода. Традиционно почти весь улов забирает Салехардский комбинат. Правда, нынче появились крупные покупатели из Кирова и Москвы. Но у нас ямальцы в приоритете, именно им сейчас не хватает ряпушки.
При этом, по мнению Юсько, он без особых проблем мог бы увеличить квоты, «хоть до одной тысячи тонн», для ряпушки это позволительно. Однако его бригады столько не наловят – сил не хватит.
– На одного рыбака у нас нагрузка – 9 тонн рыбы в год. Это предел возможностей, – пояснил собеседник. – Наш основной костяк – 40 человек, а новых набирать рискованно. К примеру, сегодня есть спрос, и лов идет бойко, а завтра или покупатели пропадут, или рыба исчезнет – такое ведь уже бывало. Тогда придется увольнять сотрудников… В прошлом году пятеро новичков приезжали, полтора месяца поработали и сами ушли. Нет, говорят, трудно у вас рыбачить…
ОПТИМИЗАЦИЯ РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ
Теплый по ямальским меркам ноябрь заставил горковских рыбаков взять перерыв в работе. В декабре они намерены выйти на четыре участка, но пока не определились с точной датой, всё будет зависеть от погоды.
– Сейчас у нас всего минус шесть градусов, реки еще не промерзли и мы не можем начать подледный лов, – пояснил руководитель АО «Горковский рыбозавод» Игорь Зайцев. – К тому же на зимних участках нет больших холодильников, они, по сути, там ни к чему – зимой и так холодно. Поэтому нужен мороз хотя бы минус 15 градусов, чтобы хранить выловленную рыбу и вывозить замороженную на главный холодильник в Горки.
Несмотря на казусы погоды, годовой план вылова предприятие перевыполнило еще в начале осени: добыли 1190 тонн живца вместо заявленных 740 тонн. Почти всю продукцию продали в сентябре на Салехардский комбинат.
Кстати, это второй результат по рыбодобыче в округе. На первом месте – работники ООО «Тазагрорыбпром», загрузившие на склады более 1700 тонн ценного товара.
По словам Игоря Зайцева, в этот году они смогли оптимизировать производство.
– Несколько отдаленных песков решили не использовать, там, где рыба плохо шла. Перешли на ближние и более продуктивные участки, стали чаще ловить неводом, – пояснил аграрий. – Также за счет собственной электростанции понизили стоимость киловатта энергии. Пересмотрели нормы расхода ГСМ. В итоге удалось снизить себестоимость товара на 5 процентов и заработать на продаже рыбы почти 60 миллионов рублей. Кстати, и средняя зарплата по заводу выросла больше чем на 11 процентов, составив 45 500 рублей.
НЕ ИДЁТ ТУГУН В СЕТИ
Тем временем на предприятии «Пур-рыба» в Тарко-Сале подсчитывают невеликие осенние уловы. Пока удалось добыть 20 тонн живца – в пять раз меньше запланированного. Вообще, это предприятие специализируется на переработке, но периодическая нехватка сырья заставила аграриев взяться за сети.
– Можно было бы положиться на наших традиционных поставщиков: «Тазагрорыбпром», «Совхоз «Антипаютинский», рыболовецкие общины, но нам не всегда удается сойтись с ними в цене, или же они успевают продать товар кому-нибудь другому, – говорит руководитель предприятия Сергей Бельцев. – Поэтому мы взяли восемь участков на реках и озерах Пуровского и Красноселькупского районов. Но используем сейчас не все – для поездки на дальние пески у нас нет своего флота, а брать суда в аренду стало очень дорого. Зимой будет проще – корабли на замерзших реках не нужны, а вездеходы у нас есть.
С начала года таркосалинцы изготовили около 150 тонн продукции: пресервы, копченую, соленую, вяленую рыбу, а также полуфабрикаты. Все эти разносолы хорошо продаются на рынках в Тарко-Сале, Губкинском, Ноябрьске и Новом Уренгое.
А вот за пределы округа местная продукция так и не пробилась. Единственным успехом на этом поприще можно считать продажу трех тонн рыбы в Тюмень. По словам Сергея Бельцева, там пока хватает своих сиговых.
– В этом году у нас привычный ассортимент продукции, за исключением тугуна. Мы единственные в округе, кто его перерабатывает. Эту редкую рыбку нам сдает община «Ича», но в этом году от них не поступило ни килограмма, – подытожил собеседник.
Авторы
Темы
Рыбаки