Агропром
Рыбе не дают вырасти устаревшие законы
Мифическим называет влияние ТЭКа на исчезновение нельмы, чира и муксуна Владимир Богданов, директор Института экологии растений и животных УрО РАН. Щука и налим нагуливаются в той же пойме, но никуда не пропали. Последние уловы – 10 тысяч тонн рыбы, в основном черной, – рекордные. Значит, экосистема в Оби не нарушена. И сигов можно вернуть!
Как это сделать, собираются решить участники арктической экспертной площадки, созданной Российским центром освоения Арктики по инициативе депутата Госдумы от Ямала Владимира Пушкарёва. Первое заседание провели на этой неделе в Салехарде, пригласив ученых, парламентариев, руководителей профильных департаментов и Собского рыбоводного завода.
Главное слово – науке. Доктор биологических наук Владимир Богданов считает, что основа воспроизводства – защита биоресурсов. И приводит в пример работу недропользователей. Так, в заказнике Ямбурга куропаток и зайцев больше, чем на соседней территории, где идет выпас. На Новопортовском месторождении обитают краснокнижные виды – краснозобая казарка, прямо на буровых гнездятся кречеты …
Еще одно доказательство того, что экосистема Ямала не нарушена, – отсутствие больной рыбы в Оби, в отличие от центральных регионов России.
– Наш институт всё обследовал. Если нет фактора беспокойства, нет браконьерства, вся дикая природа приспосабливается, чтобы существовать рядом с человеком, – утверждает Владимир Богданов. – Угрозу создает транспорт нефти по Обской губе. Необходимо предупреждать аварии, следить, чтобы во время проводки танкеров ограничивалось рыболовство, потому что рыба разбегается и попадает в сети. Нужно вносить изменения в правила рыболовства.
Среди природных факторов, которые могут повлиять на популяцию, имеют значение заморы. Они участились в связи с потеплением климата, и 2017-й не будет исключением. По мнению ученого, Харбей и Ланги-Юган дадут стопроцентный замор.
ЗНАЧИТ, МОЖЕМ!
На восстановление запасов пеляди, чира, пыжьяна на Оби эксперты смотрят оптимистично. Рекордную ихтиомассу можно получить уже через 10–12 лет. Этому будет способствовать охрана экосистем нерестовых рек и нерестовых стад. Положительные примеры уже есть. Так в реке Мордыяхе в районе Бованенково в начале девяностых ценных пород рыбы насчитывался всего один процент. Запретили вылов муксуна, и численность уже возросла до 21 процента.
– Значит, можем! – восклицает Владимир Богданов.
Он приводит цифры, свидетельствующие об эффективности принятых мер. На Войкаре в 2016 году средняя численность рыбы подскочила в шесть с половиной раз, на реке Сыне – в пять раз. А на Северной Сосьве, которая дает до 80 процентов пеляди, – рост всего в полтора раза, чира там вообще в два раза меньше.
– Эти убойные факты говорят о том, что Ямало-Ненецкий автономный округ приложил усилия, использовал дар природы – большую воду, а Ханты-Мансийский автономный округ ничего толком не сделал. Как браконьерили, так и продолжают.
МАЛЬКУ НУЖНО ДАТЬ ШАНС НА ВЫЖИВАНИЕ
Директор окружного департамента по науке и инновациям ЯНАО Алексей Титовский подтверждает: на Ямале стараются обеспечить сигов особой охраной и наладить воспроизведение. Перспективы есть, особенно с запуском Собского рыбоводного завода. Но есть и огромные проблемы: необходимо корректировать методику компенсационных мероприятий. Например, в части так называемой навески (масса рыбы. – Прим. ред.). По действующим правилам в естественную среду выпускают личинки, практически икру. Будь молодь повесомее в буквальном смысле, шансов на выживание станет больше, считают в профильном ведомстве. Но пока в этом вопросе Госрыбцентр, Росрыболовство и автономия не достигли единого мнения.
– Чтобы наше предложение приобрело юридическую силу, нужно провести некоторые эксперименты. Необходимо убедиться, что у рыбы с большей навеской выше промысловый возврат. Это не разовая акция, наблюдения нужно проводить 6–10 лет, а уже потом принимать решения, – поясняет глава департамента.
Выделение квот на вылов сигов осложняют не бюрократические процедуры, а то, что этой рыбы крайне мало. К сожалению, финансирование структур Госрыбцентра сокращают. Поэтому региону нужно подключаться и компенсировать нехватку средств на мониторинг.
Добавим, что работу арктической экспертной площадки в формате круглых столов планируют продолжить в Москве и Санкт-Петербурге.
Комментарии
НЕВОДЫ – НА КОНФИСКАЦИЮ, ШТРАФЫ – ВЫШЕ
Андрей Рубашин, первый заместитель директора департамента АПК, торговли и продовольствия:
– При существующих санкциях вообще нет смысла ждать какого-то результата. Три года назад произошел прорыв: административное наказание с 1–2 тысяч подняли до 2–5 тысяч рублей. С двухтысячного года такса за причиненный ущерб не увеличивалась. Сейчас за незаконную добычу муксуна взыскивается 420 рублей за особь. Хотя при продаже браконьер выручит как минимум в три раза больше… Санкции однозначно надо увеличивать.
По штрафам указанная сумма и была бы целесообразна, если бы суды применяли меру дополнительного взыскания, предусмотренную законом, в виде конфискаций орудий лова. На практике это редко происходит. В Приуральском суде было, конфисковали невод, а он стоит 64 тысячи рублей…
Но самый главный момент – отделение административного преступления от уголовного. Сейчас оценивают кто во что горазд. Например, в Челябинске четыре особи щуки – административка, пятая – уже уголовная ответственность, а у нас вылов двадцати муксунов не считается уголовным преступлением. Я считаю, нужно вносить в федеральное законодательство изменения.
МАЛЬКАМ НУЖНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
Владимир Пушкарёв, депутат Госдумы РФ:
– Российский центр освоения Арктики возлагает большие надежды на объединение усилий экспертов. И такой формат мы будем развивать.
Сегодняшняя тема – развитие рыболовства и сохранение водных биологических ресурсов Ямала. На форуме «Арктика – территория диалога» губернатор Дмитрий Кобылкин поделился опытом восстановления объемов рыбы в северных реках Ямала, анонсировал открытие будущего Собского рыбоводного завода. Он рассказал, что мы не просто так запретили вылов муксуна в автономном округе, что без этого в северных реках скоро этой рыбы не останется. Сейчас речь идет о необходимости законодательной поддержки на федеральном уровне по поводу стандартов и возраста мальков, выпускаемых в реки Арктической зоны.
ЗАКОН НЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАБОТАТЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ
Данил Эльтеков, генеральный директор Собского рыбоводного завода:
– Ученые поддержали нас в том, что выпуск более высокой навески намного эффективнее и должен использоваться как основной метод искусственного воспроизводства. Он затратнее, но более действенен.
К сожалению, федеральная методика не позволяет нам использовать ресурсы завода на полную мощность. Мы можем выпускать навеску не более 0,5 –10 граммов. Очевидно, что документ устарел и требует пересмотра. В условиях дефицита рыбопосадочного материала рыбоводные предприятия не в состоянии полностью удовлетворить спрос заказчиков, что приводит к невыполнению государственных планов искусственного воспроизводства.
Авторы
Темы
Рыболовство