С мечтами об аквакультуре рыбаки готовятся к путине | «Красный Север»
0°C

Агропром

С мечтами об аквакультуре рыбаки готовятся к путине

Тазовские рыбаки не прочь заняться разведением белорыбицы в местных озерах. Благой порыв сдерживает нехватка средств. Вот и вынуждены промысловики вместо забот об аквакультуре неторопливо чинить сети, движки и лодки – впереди летняя путина.


С  НАДЕЖДОЙ НА  ИХТИОЛОГОВ

Если и растить живца на продажу, то не иначе как муксуна, нельму или хотя бы щекура. Именно их не хватает на прилавках магазинов, подчеркивает Сергей Саньков, генеральный директор ООО «Тазагрорыбпром».

По его словам, ряпушки, сырка и пыжьяна в той же Тазовской губе и реке Таз, где находятся участки хозяйства, сегодня предостаточно. Но на них не разбогатеешь.

– Когда ввели мораторий на самые ценные виды, нам стало труднее сводить концы с концами, – говорит руководитель. – Да, мы много ловим черной рыбы, но по цене и затратам сиговые всегда приносили наибольшую прибыль. Не зря они – бренд Ямала. Относительно недорогие сырок и пыжьян тоже могли бы поддержать нас рублем, но ведь и на них установлены квоты.

Вот и присматриваются промысловики к новому для округа делу – рыбоводству. Благо, региональный закон об аквакультуре принят еще в феврале этого года. Живых озер в районе, как и по всему Ямалу, предостаточно. Но на их освоение нужны средства, а они, по утверждению Сергея Зиновьевича, распределены в действующем производстве:

– Свободных денег у нас нет, но нам хотелось бы растить муксуна в естественной среде. Пока же на Ямале его только в заводских бассейнах разводят. Ученые утверждают, что и молодь сырка, и щекура можно содержать под открытым небом. Говорят, в Приуралье кто-то уже берется за это дело. И мы бы рискнули. Кстати, наше предприятие выделило помещение для ихтиологов из рыборазводного завода Санкт-Петербурга. Они там экспериментируют с икрой и личинками муксуна. Летом планируют выпустить их в местные водоемы. Надеемся, что это сотрудничество как-то поможет нам, и мы всё же займемся аквакультурой.

ЗДЕСЬ  НЕ  БЫВАЕТ ЛЕТНИХ  ОТПУСКОВ

Мечтая о богатых рыбой озерах, тазовчане не забывают о главном – предстоящей путине. В разгаре заявочная кампания по закупке необходимых для летней рыбалки материалов: сетей, спецодежды, мешков.

Главное, подчеркнули в хозяйстве, подготовить лодки и снасти. А еще потребуется не менее дюжины новеньких движков, чтобы перевооружить хотя бы по одной лодке в бригаде. Предприятие намерено добыть около 1200 тонн живца, и без надежной техники тут не обойтись.

– В минувшую зиму нам сопутствовала удача – взяли более 300 тонн рыбы – в полтора раза больше, чем годом ранее, – отметил наш собеседник. – Да и торговля шла бойко – продали более 2000 тонн.

Традиционно большую часть уловов «Тазагрорыбпрома» составляет ряпушка. По итогам 2016 года ее было 700 тонн – почти 40 процентов от всей добычи. Покупатели одни и те же – ямальцы и коммерсанты с юга Тюменской области. Кстати, здесь не сетуют на сложную транспортную схему. В отличие от Новопортовского рыбозавода, где ряпушка тоже главный товар, тазовчане полагаются на удобную автотрассу, ведущую до Нового Уренгоя. Там рыбу грузят в поезд, и вскоре она уже на рынке соседнего региона. 

И всё же на складах предприятия хватает неликвида.

– Щуку и язя у нас вообще не берут, говорят, и местной продукции хватает, – сетует Сергей Зиновьевич. – Да и цены на юге области ниже. Не знаю, продадим ли черную рыбу. Покупателей ищем, но пока безуспешно. 

Добавим, что летняя путина здесь начинается в конце июня, когда ото льда очистятся северные промысловые участки. Кстати, в отличие от многих северян, у тазовских рыбаков отпуска приходятся на весну. С апреля до конца июня – привычный график отдыха. А лето, наоборот, – самая горячая для работы пора.

НОВАЯ  ТРАССА ОЖИВИТ  ТОРГОВЛЮ

С энтузиазмом говорит об озерной аквакультуре и руководитель МП «Аксарковское РПП» Алексей Лукьяшко. По его словам, в условиях строгих ограничений на лов новая отрасль – спасение для промысловиков. Судите сами: в нынешнем году квота аксарковцев на сырка составляет всего 100 тонн, на пыжьяна – 48 тонн, а щекура разрешается добыть и того меньше – 32 тонны.

– Вдоволь только черной рыбы, – говорит директор. – Но у нас, как и везде, щука, налим, язь продаются очень плохо. Прошлогодние остатки всё еще на складах и скоро будут соседствовать со свежим уловом. Другое дело белая рыба – она никогда не залеживается. Ведь и у наших конкурентов ее не так много. Были бы деньги – зарыбили бы озеро и взяли того же муксуна столько, сколько нужно. Увы, пока это только размышления, мечты. На мальков, корма, очистительные работы потребуются многомиллионные суммы.

Что касается чернорыбицы, то, по мнению Алексея Алексеевича, ее продажи возрастут с открытием трассы Салехард – Надым. Улучшится транспортная схема – упадет себестоимость товара, оживится спрос. Пока же на Аксарковском предприятии ничто не напоминает о радужных перспективах. Жизнь идет своим чередом, как и пять, десять лет назад.  

– Готовимся к летней путине, – буднично констатирует наш собеседник. – С начала года сделали тринадцать новых бударок, три из них продали Горно-Князевской общине, наловили 250 тонн живца, на 50 тонн меньше, чем весной 2016-го. Но это нас не смущает, за показателями не гонимся, тем более когда речь идет о черной рыбе. Сейчас неплохо продается только плотва и ерш. Посмотрим, что принесет новый сезон, – резюмировал Алексей Лукьяшко.


0

0

0

0

0

0



Темы