Агропром
В апреле стартуют продажи ямальского масла
В Салехарде готовятся выпускать фасованное сливочное масло из местного сырья. Полукилограммовые брикеты будут паковаться в пластиковые контейнеры, и продаваться в окружном центре, Лабытнанги и в Аксарке. Переработчики «Салехардагро» уже оформляют в Тюмени сертификаты на новую продукцию. Через считанные недели она появится на прилавках магазинов.
С ЦИСТЕРНОЙ ДО АКСАРКИ И ОБРАТНО
Грузовой «газончик» с цистерной объемом в две тонны, каждое утро держит путь из цеха по переработке молока в Салехарде на животноводческий комплекс в Аксарке. В одну сторону – 60 километров.
На ферме в него заливают только что полученный от сотни холмогорок белоснежный напиток, и везут обратно. Зимой, примерно 1400 килограмм, а летом до 2000 ежедневно. Разница объяснима: к теплому сезону многие коровы уже разрешаются от телят, да и питание их становится калорийнее.
– Вот через этот шланг, сливаем из цистерны свежее молочко в приемный танк, – рассказывает начальник цеха ОАО «Салехардагро» Виктор Гурецкий, проводя для «КС» экскурсию по предприятию. Мы же взираем на огромный металлический резервуар и даже заглядываем внутрь. Там могли бы без труда поместиться трое взрослых людей. – В нем мутовка, то есть специальный шнек, который перемешивает продукт, – продолжает наш собеседник. – И прежде, чем отправить его дальше, на пастеризацию, обязательно проверяем в лаборатории: на жирность, плотность и так далее.
Уже из приемного танка, молоко путешествует по трубе через аппарат пастеризации: где его сначала греют до 80–83 градусов, а потом быстро охлаждают до 10–13 градусов.
Виктор Аксентьевич ненадолго замирает перед термограммой пастеризатора. Здесь фиксируется дата обработки молока и температура. Эти показатели интересуют не его одного – во время плановых проверок также Роспотребнадзор их изучает.
– Все в порядке, температура на уровне, – удовлетворенно замечает переработчик. – А определенный градус необходим, чтобы не выжили даже случайные вредоносные бактерии.
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
На животноводческом комплексе в Аксарке установлено оборудование всемирно известной шведской фирмы «Делаваль». А в цеху все агрегаты отечественные. Как шутит сам начальник производства – это «калужский хай-тек». Однако, работает тоже исправно, да и вышедшие из строя детали, в случае необходимости, проще найти.
При этом в окружном департаменте АПК, торговли и продовольствия считают, что салехардский молочный цех – идеальный пример импортозамещения. Сырье ямальское, а оборудование и упаковка – из российских регионов. Кстати, прорабатывается вопрос и строительства в ямальской столице нового животноводческого комплекса. Ведь старая ферма до закрытия проработала здесь более 30 лет.
А мы идем дальше. После пастеризации молоко ждут еще три емкости, поменьше. Первые две – для розлива во фляги. Именно в таком виде, по санитарным нормам, его отправляют в детские сады, школы и больницы – 800 литров ежедневно. А из третьей – фасуют для розницы в картонную упаковку «Пюр-Пак».
– У нас две разновидности продукта: 2,5 и 3,2 процента жирности, – рассказывает оператор по упаковке молока Ирина Науменко. – В день наполняем примерно 450 литровых пакетов. И это не считая кефира и сметаны. Их разливаем в пол-литровую тару.
Кстати, обычно, из фермы в Аксарке привозят молоко жирностью, 3,5 – 3,6 процентов. Максимальная же жирность – четыре с лишним процента бывала летом. «Тогда у коров посочнее корма и рацион богаче», – пояснили сотрудники цеха.
ЯМАЛЬСКАЯ СМЕТАНА «РОЖДАЕТСЯ» 12 ЧАСОВ
По соседству с фасовочным аппаратом – пастеризатор для сливок. В нем рождается сметана. На все про все уходит больше 10 часов, при этом сливки кипят при температуре под сто градусов.
Виктор Гурецкий приоткрывает крышку – сразу же чувствуется приятный запах горячего молока:
– Мы сейчас только молоко отсепарировали, большую часть обрата повезем на ферму для корма телятам, а сливки используем здесь для будущей сметаны. Причем для нее они должны быть не менее 40 процентов жирности. А после пастеризации мы их нормализуем обратом, снижаем до 20 процентов (такова жирность нашей сметаны). Затем вносим закваску и подогреваем до 30 градусов, оставляем на 12 часов. Готово!
Из 40-процентных сливок можно делать и масло, для него аграрии уже присматривают новую маслобойку. Правда, по словам Виктора Аксентьевича, предприятие делает это скорее ради престижа, нежели прибыли.
– Выгоднее выпускать не масло, а молоко, кефир и прочую кисломолочную продукцию – затрат меньше, – поясняет начальник цеха. – Чтобы «выдать» 1 килограмм масла, необходимо немногим более 2 литров сливок, на производство которых уходит несколько литров молока и уйма времени. Тем не менее, надо расширять ассортимент, да и летом сырья больше станет.
Кстати, некоторое время назад в цеху выпускали мягкий сыр «Адыгейский». Но ямальцы не особо его раскупали, а трудоемкость процесса была высокой. В итоге от сыра пока отказались. Зато не залеживается на прилавках молоко, сметана и кефир, да еще творог. И эти позиции местный производитель уступать не намерен.
– Также йогурт собираемся делать, из ямальских дикоросов. Думаем, что покупателям понравится. Возможно и ряженку. Надо постепенно осваивать новые продукты. Поэтому перспективы развития есть, – заключил аграрий.
СПРАВКА
На предприятиях округа содержится 1045 голов крупного рогатого скота, из них – 507 дойных коров.При этом молочное животноводство на Ямале – одно из социально значимых отраслей сельского хозяйства. Так как его продукцией обеспечиваются учреждения социальной сферы.
В прошлом году надои местных буренок возросли. Так, в ОАО «Салехардагро» получено 425 тонн молока, на 12 тонн больше, чем годом ранее. ООО «Агрофирма «Приполярная» (Красноселькуп) превысила показатели на 9 тонн, получив почти 93 тонны молока. А крупнейшее в регионе – животноводческое предприятие сельхозкомплекс «Ноябрьский» произвел на 20 тонн больше продукта – 756 тонн.