Агропром
В Оби ротация «хвостов»: навага теснит щокура
На место ценных сортов рыбы приходят менее прихотливые виды.
Скудеющие запасы белорыбицы давно беспокоят ямальских аграриев. Промысловики констатируют, а ученые подтверждают, что процент сиговых в общем улове неуклонно падает. Оттого и квоты на них сокращаются.
Объем разрешенного лова на пелядь и пыжьяна не менялся на Ямале уже пять лет. Их много, и нет нужды ограничивать возможности рыбодобывающих предприятий региона.
Об этом «КС» рассказали в департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Как пояснил начальник отдела организации и регулирования рыболовства Сергей Гулялов, квота – это научно обоснованная величина вылова, позволяющая добыть определенный объем живца без причинения ущерба всей популяции.
– Эти объемы утверждает Росрыболовство, исходя из данных, предоставленных учеными. В нашем случае – Госрыбцентром. Простая параллель: чем меньше становится рыбы в реках и озерах, тем скуднее квоты, и наоборот.
К примеру, муксуна и нельму на Ямале по-прежнему запрещено трогать, а доля на щокура с 2009 года снизилась почти в два раза, с 440 до 267 тонн, и продолжает падать. А пеляди, он же сырок, в этом сезоне ямальцам можно наловить 1363 тонны, пыжьяна – до 615 тонн.
Плюс к этому на весь округ дозволено взять почти 100 тонн омуля. Стада этой рыбы сосредоточены на севере Гыдана. Промысловые участки, используемые еще при СССР, теперь заповедная зона, и потому поймать его непросто. Но это же обстоятельство помогает его сохранению. Уже сейчас в Госрыбцентре утверждают, что без ущерба можно добывать не менее 200 тонн омуля ежегодно.
В перечне белорыбицы лишь ряпушка остается единственной не квотируемой на Ямале.
Самым редким из разрешенных к лову сиговых является тугун. Уже несколько лет квота на него не превышает трех тонн.
В промысловых масштабах он водится только в Красноселькупском районе. И в отличие от прочей белорыбицы не совершает длительных миграций по Оби, обитает на небольшой по площади территории.
Любопытный исторический факт: на Ялтинской конференции в 1945 году Сталин угостил тугуном (его еще называли сосьвинской сельдью) Черчилля. Британскому премьер-министру рыбка так понравилась, что Иосиф Виссарионович распорядился отправить коллеге прямым рейсом целый бочонок этого деликатеса.
Несмотря на отменные вкусовые качества, мало кто из ямальцев пробовал тугуна. Многие даже не знают о его существовании. Сергей Гулялов отметил, что ни разу не видел этого сига в продаже.
В округе эту «рыбу-невидимку» перерабатывает ООО «Пур-рыба» и ограниченными партиями распродает в Тарко-Сале и окрестностях. А чаще всего ее везут на различные международные и межрегиональные ярмарки, чтобы покупателей удивить и богатство ямальских рек подчеркнуть.
– Тугун всегда относился к малочисленным видам, но не настолько. В 50–60 годах прошлого века в СССР его добывали до 100 тонн в год. Потом численность резко снизилась, – констатировал собеседник.
В водоемах Ямала обитает более 30 видов рыб. Из них 26 относятся к промысловым. Остальные разновидности – это редкие в наших краях и немногочисленные гости.
К примеру, гольян. Мелкая рыбешка, которую из-за размеров и горьковатого вкуса не принято употреблять в пищу. Рыбаки-любители на Большой земле используют его лишь в качестве наживки для ловли хариуса или форели.
Среди прочих гостей – горбуша, лососевая рыба, весьма востребованная во всех регионах России. В последние годы она стала «забредать» и к нам, на Крайний Север. Увы, ее здесь так мало, что о промысле не может быть и речи. Впрочем, если климат радикально потеплеет, ситуация может измениться…
– Горбуша – экзотика, хотя даже в Полуе, в реках Приуралья попадается. А вот навагу, которую ямальские рыбаки раньше не промышляли, уже решили ловить, – добавил Сергей Валерьевич. – Из-за изменений экосистемы Байдарацкой и Обской губы эта рыба всё активнее заходит в устья местных рек. Нынче «Совхоз Пуровский» собирается освоить новые участки в районе Сабетты. Возможно, уже скоро на прилавках местных магазинов появится эта рыба.
К сведению
НА ВОЛГЕ И ЕНИСЕЕ – ТА ЖЕ КАРТИНА
Проблемы с рыбными запасами характерны не только для ямальских водоемов.
Взять, к примеру, Волгу-матушку. Как нам рассказал главный ихтиолог ФГБУ «Нижневолжрыбвод» Сергей Яковлев, примерно с середины 90-х годов, численность проходных осетровых (тех, что для нереста заходят в Волгу из моря) – белуги, осетра, севрюги, шипа – в критическом состоянии. То же касается и местной популяции стерляди.
По словам нашего собеседника, запасы этих рыб на 80 – 90 процентов поддерживаются искусственным воспроизводством.
– Только Волгоградский осетровый завод каждый год выпускает в Волгу до трех миллионов штук молоди русского осетра и стерляди. Сеть рыбоводных заводов есть и в прикаспийских государствах. Но даже их совокупных усилий хватает только лишь на то, чтобы осетровые не исчезли совсем, – рассуждает специалист.
А на крупнейшей реке Сибири – Енисее уже более 15 лет действует мораторий на ловлю осетра. Тем не менее, по мнению специалистов, к 2025-му в местных реках эта рыба может исчезнуть.
Как считает начальник отдела рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации ФГБУ «Енисейрыбвод» Виктор Питруков (его слова приводит «Российская газета»), ни запретительные меры, ни искусственное воспроизводство рыбные ресурсы не сохранит и не преумножит.
– Какого эффекта ждать от уже третьего по счету моратория на вылов осетровых в Енисее, если рыбинспекторов, отвечающих за гигантскую акваторию, по-прежнему не хватает? – сетует он. – Только в Енисейском районе ежегодно выпускаем в реку 800 тысяч мальков осетра и 400 тысяч стерляди. А нужно хотя бы пять миллионов. Поголовье осетровых восстанавливается очень медленно.
Тем временем
ЧЁРНАЯ РЫБА НА БЕЛОМ КОРМЕ
Знаток ямальской ихтиофауны, заведующий сектором эколого-сырьевых исследований Госрыбцентра Андрей Матковский утверждает, что кроме муксуна, нельмы и щокура, другие виды рыбы на Ямале чувствуют себя вполне комфортно.
По мнению ученого, динамику спада сиговых надо изучать не за последние пять, или даже десять лет, а гораздо раньше.
– Наши специалисты делали выборку, – рассказал Андрей Константинович. – С 80-х годов прошлого века и по настоящее время численность муксуна в округе сократилась примерно в 50 раз. Нельмы стало меньше в пять раз, щокура в четыре. И пеляди – в три раза. Хотя в последнее время наблюдается ее резвый прирост. Стабильным осталось поголовье омуля, пыжьяна и ряпушки. Грешить только на глобальное потепление нельзя. Большой урон белорыбице наносит человеческий фактор: браконьерство, сокрытие уловов, ущерб от промышленной деятельности.
Зато куда вольготнее чувствуют себя частиковые. Щука, налим, язь и прочие активно осваивают кормовую базу сиговых и прирастают в количестве.
– С ними проблем точно нет, – заявил собеседник. – В прошлом году за счет частиковых аграрии Ямала, Югры и Тюменской области добыли рекордные 30 тысяч тонн.
В тему
КОРЕННЫХ ОТПУГНУЛИ ОТЧЁТЫ
В этом году 1100 коренных ямальцев получили квоты для традиционного рыболовства.
Годом ранее таковых было 2700 человек. Ежеквартальная отчетность, установленная для рыбаков два года назад федеральными правилами, угасила желание многих ловить белорыбицу.
Ну, а раз на частиковые виды рыб ни заявлений, ни разрешений, ни отчетности не требуется, на нее и нацелились коренные северяне.
По словам Олега Истрати, начальника управления по охране и регулированию использования животного мира профильного департамента, в этом году объем квот на сига для представителей КМНС остался на прежнем уровне.
Всего разрешено добыть по 35 тонн пеляди и пыжьяна, 25 тонн щокура и 15 тонн омуля.
Как отметил чиновник, годом ранее при распределении квот в равных долях на каждого из подавшего заявление коренного пришлось 16 килограммов пеляди и столько же пыжьяна, и почти 10 килограммов щокура:
– Но в этом году на каждого заявителя придется в два раза больше рыбы из-за того, что желающих заниматься традиционным рыболовством стало меньше. Всего 1100 человек. А еще, скажем, в 2013 году их было почти четыре тысячи человек.
Причину спада заявок в профильном департаменте видят в установленных правилами рыболовства ежеквартальных отчетах о вылове сиговых. В тундре рапортовать об успехах на этом поприще кочевникам очень сложно, пояснил Олег Сергеевич. Правда, ситуация должна измениться в лучшую сторону.
Напомним, недавно Госрыбцентр внес поправки в правила рыболовства по ЯНАО. Сделано это по инициативе ямальских парламентариев и депутата Госдумы РФ от региона Григория Ледкова. Порядок отчетности для КМНС поменяют. И давать сведения о пойманных сигах им можно будет раз в год. Изменения в правилах должен подписать министр сельского хозяйства РФ.
Авторы
Темы
Обь