Агропром
В тундре нарождается поколение тонконогих сую
На Ямале начался отёл. «КС» узнал об особенностях выживания оленят.
Ежедневно ямальское стадо домашних оленей увеличивается на десятки голов. К концу отела оно подрастет примерно на 100 тысяч животных. Чтобы сохранить молодняк, оленеводы спасают его от непогоды, диких зверей и несознательных мамаш.
ЧТОБЫ МАТЬ НЕ СБЕЖАЛА В ТУНДРУ
Бугорок мягкого весеннего снега зашевелился и пошел трещинками. Из небольшого отверстия на его макушке заструился парок. Родившийся ночью олененок проснулся и теперь пытался стряхнуть белое покрывало.
– Вот он, первый в этом году сую*, – аккуратно разгребая снежную массу, сказал пастух Едэй Салиндер. Внимательно оглядев малыша, он добавил: – Самый ранний, от хорошей яхадей* появился. Вырастет – станет крепким ездовым хабтом*.
В Антипаютинской тундре еще зима. Массовый приплод здесь, как и в других районах округа, ожидают лишь в конце мая – начале июня. Но первые малыши уже радуют работников бригад.
Прошлогодний отел принес хозяйству около четырех тысяч телят. И сейчас их наверняка будет не меньше. Для стада общей численностью 12 тысяч голов это существенная прибавка.
Как рассказал «КС» директор МУП «Совхоз «Антипаютинский» Роман Яндо, только что пришедших в мир тонконогих оленят подстерегают две главные опасности: холод и хищники.
– В это время беременным важенкам требуется покой, поэтому их отделяют от общего стада. Во время каслания они неспешно (из-за тяжелого живота) бредут в конце, – поведал аграрий. – В бригадах назначаются дежурные, которые периодически со стороны, дабы не пугать, осматривают самок, наблюдая, кто из них разрешился от бремени. Главное, чтобы будущая мать не ушла куда-нибудь в тундру. Иначе можем теленка потерять и ее саму…
МЕДВЕДИ ОХОТЯТСЯ НА ТЕЛЯТ
По словам оленеводов, с момента рождения сую за ним надо присматривать как за маленьким ребенком. Первые полтора – два месяца он питается только материнским молоком и лишь потом постепенно привыкает к ягелю. В этот период важно, чтобы самка хорошо питалась, иначе она не выкормит малыша. Вот и боятся тундровики коварных весенних дождей – они нередко заканчиваются заморозками, образующими ледяную корку. Из-под нее трудно достать живительный зелено-бурый мох.
А еще нужно следить, чтобы несмышленый олешка не замерз в пургу, не попал в когти хищных зверей и птиц.
– Песцы норовят поживиться молодой олениной. Подкрадываются незаметно и нападают на малышей. Тем же промышляют росомахи и лисы. Сую очень раним, любая крупная птица без труда заклюет его, – посетовал руководитель совхоза.
На вершине хищнической цепочки главенствует бурый медведь. По словам Романа Хасавовича, в последние два года косолапые разбойники активизировались. Оленеводы отпугивают их выстрелами в воздух, но без потерь всё равно не обходится. Рано или поздно хищник находит себе жертву. Порой медвежий разгул становится совершенно невыносимым. Сейчас от них сильнее всего страдают стада четвертой и шестой совхозной бригады. Оленеводы полагают, что где-то поблизости есть берлога…
– В прошлом году хищники истребили у нас более трехсот оленят, – говорит директор. – Песцов отпугнуть проще, а вот медведи… Известили профильный департамент. Там предупредили, мол, ситуацию с медведями отслеживают, но косолапые под защитой закона, им ведь тоже питаться надо. Поэтому лишь в случае крайней необходимости примут радикальные меры.
НЕОБЛИЗАННЫЕ ДОЛГО НЕ ЖИВУТ
В зверином социуме нередки «семейные» трагедии. Порой матери бросают детенышей. Чаще всего так поступают первотелки, у которых еще не сформировался материнский инстинкт. Впрочем, и опытная важенка может так поступить, если ее потревожат во время отела и она потеряет дитя из виду.
– Если сразу после рождения мама не облизала, не обнюхала, не покормила своего малыша, то он обречен на смерть, – утверждает главный ветеринарный врач МОП «Ярсалинское» Ольга Елабужева. – Если же олененок лишился опеки по достижении 10–14 дней, его выращивают сами тундровики – в чуме. Так появляются «авки» – ручные олешки.
Примечательно, что нерадивых важенок перевоспитывают по канонам тундровой педагогики. Отлавливают, связывают и подпускают малыша, который, воспользовавшись моментом, пьет материнское молоко. Иногда оставшегося без кормилицы «беспризорника» подсаживают к отелившейся ручной важенке.
– Очередной отел в нашем хозяйстве уже начался. В каждой бригаде, а их у нас пятнадцать, по нескольку новорожденных. Всего же к концу сезона планируем получить более семи тысяч голов приплода, – продолжила специалист. – Это на две тысячи меньше, чем в прошлом году. Повторить тот рекорд мы не надеемся, так как лето 2016-го было аномально жарким. К тому же в августе проводилась массовая вакцинация против сибирской язвы, это совпало с периодом начала гона. Животные оказались ослабленными…
Сейчас ярсалинские аграрии целиком сосредоточены на сохранении потомства 18-тысячного стада. Стельных важенок и нетелей отделяют от сородичей и выпасают на высоких прибрежных местах, здесь быстрее тает снежный покров, поэтому мамочки без труда добывают корм.
В это время их не перегоняют на большие расстояния. Рядом постоянно находится зооветспециалист, при необходимости он помогает животным отелиться.
ОЛЕНЕЙ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
Аграрии утверждают: если хотя бы 70 процентов телят протянут до осени – уже хорошо.
Столь высокая выживаемость характерна для племенных хозяйств. Ямал близок к этому показателю. В прошлом году в стадах удалось сберечь 69 процентов молодняка.
Кроме болезней и хищников, на численность поголовья влияют яловость и выкидыши у маток.
Об этом «КС» сообщил Андрей Ревнивых, заместитель начальника управления департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО.
– Деловой выход молодняка в этом году ожидается на уровне прошлого – семьдесят телят на сто важенок, – пояснил он. – Тогда в лидерах по этому показателю было МОП «Ярсалинское» – сберегло 75 процентов молодняка. Оленей, как и цыплят, считают осенью. К тому времени они уже крепкие, питаются самостоятельно, некоторых даже пускают на убой. Мы ждем по хозяйствам и общинам прибавления примерно в 100 тысяч голов.
Отметим, что жизнь у домашнего оленя недолгая, в среднем один год, после чего его отправляют на забойку. Лишь отдельные особи оставляют на замену маточного стада и быков.