Агропром
Ямальских песцов скупают оптом
У звероводов Белоярска горячая пора – с этой недели забивают песцов на мех. К декабрю предстоит выделать и подготовить на продажу около 2200 шкур. Причем, на большую часть ценного товара уже есть покупатель – меховая фабрика из Ставропольского края.
Арктический мех не чета китайскому
Сейчас скорняки АО «Совхоз «Байдарацкий» из Приуральского района обрабатывают не менее 100 шкур в день.
Процесс этот кропотливый, «одежку» с песца снимают «чулком»: от задних лап к голове, делая предварительные надрезы. Затем шкурку промывают с внутренней стороны, обезжиривают, растягивают на специальных распорках и сушат.
– Мы делаем только первичную обработку, а покупателю остается провести химическую выделку и можно шить что угодно, – рассказал руководитель хозяйства Владимир Арцыбашев. – Второй год с нами работает крупный заказчик – меховая фабрика с юга России. Дабы не привлекать конкурентов, не стану говорить, где точно она находится. Нынче они берут сразу 2000 наших шкурок. И остальное сырье мы также распродадим за пределами региона. При этом стараемся находить покупателя без посредников, чтобы не терять часть выручки.
Оптовые расценки на пушнину из Белоярска варьируются в пределах 2200–2250 рублей за штуку. А в розницу доходит и до 3000 рублей. Но это за самый лучший мех белого песца. В основном же в хозяйстве растят зверьков серебристо-черной и вуалевой (голубой) масти.
По словам Владимира Ивановича, из продукции местных звероводов заказчик собирается пошить шубы, жилетки и шапки. На фабрике хвалят ямальский мех, он намного лучше китайских аналогов, заполонивших рынок.
Песцам обновят кровь
Отметим, что «Байдарацкий» – единственное предприятие на Ямале, где до сих пор выращивают песцов.
Маточное поголовье здесь состоит из 500 животных. Однако, чтобы животные не вырождались, периодически необходимо «обновление крови».
Последний раз 350 зверьков совхоз закупал в 2014 году в Кировской области, при поддержке окружного департамента АПК, торговли и продовольствия.
– В следующем году планируем приобрести очередную партию. Если не хватит финансов, то закупим хотя бы несколько самцов. Без свежей крови, щенки рождаются слабыми, болеют и впоследствии мех у них более низкого качества, – пояснил глава хозяйства.
Буряты разбирают ямальский камус
Еще три года назад в «Байдарацком» работала мастерская, где из местного сырья шили шапки, жилетки и бурки из оленьих лап – камуса. Но ее закрыли из-за убыточности.
Молодежь на Севере стала более практичная, считают в хозяйстве. Не всякий выложит 10–12 тысяч рублей за пару бурок, когда можно взять теплую зимнюю обувь из синтетических материалов и в два раза дешевле.
Также шили в совхозе и куртки, бурки, спальники из оленьих шкур для газовиков. Руководство компаний специально заказывало надежную одежду для своих работников. Сотрудничество с ТЭКом приносило аграриям хорошую прибыль.
Но технологии поменялись, из искусственных материалов научились делать очень теплую и практичную спецодежду и заказы с промыслов больше не поступают.
Теперь, как утверждает Владимир Арцыбашев, предприятие продает камус в Бурятию. Отметим, что у белоярцев около 10 тысяч голов оленьего стада. И если раньше, по итогам года, они имели 3–4 миллиона рублей убытка, то в последнее время работают с прибылью:
– У бурятов завод, а на крупном производстве дешевле выпускать меховую продукцию, чем в мастерской. Они нам выплачивают аванс, а мы готовим партию товара и отправляем им. Нам выгодно, затраты минимальные. К примеру, одна лапа стоит 450 рублей, то есть за четыре лапы с оленя получаем 1800 рублей…
КСТАТИ
До начала 90-х самой крупной ямальской зверофермой считалось предприятие, открытое в 1952 году в Самбурге на базе совхоза «Пуровский». Сорок лет оно ежегодно выращивало около 3,5 тысячи щенков серебристо-черной лисы. Пушнину поставляли на вологодские швейные предприятия, самбургский мех пользовался большим спросом и ценился далеко за пределами округа.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Соболей из Тарко-Сале продают поштучно
Таркосалинские скорняки пошили в этом году четыре шубы из соболей и получили заказ еще на две
Объемы, на первый взгляд, не великие, зато стоимость у роскошных одеяний высокая.
Как сообщил «Красному Северу» руководитель предприятия Надир Гаджиев, в розницу шкурку самца здесь продают по 13 тысяч рублей, а самки – 11 тысяч рублей.
При этом чем больше партия, тем дешевле: от полусотни шкур и больше можно приобрести уже по 9 тысяч рублей за штуку, независимо от пола животного.
– Соболя всегда относились к предметам роскоши, – говорит Надир Беюкагаевич. – Брать их у нас без посредников выгоднее. Можете подсчитать, в среднем на длиннополую женскую шубу требуется 50 шкурок. На короткую модель – меньше. При наших расценках, даже с учетом пошива, готовое изделие будет стоить намного дешевле, чем в Москве.
Кстати, мы проверили, в одном из российских интернет-магазинов длинное пальто из соболя продается по 750–800 тысяч рублей!
Видимо именно из-за цены, оптовых покупателей на местные шубы пока нет, и соболиный мех из Тарко-Сале расходится по стране небольшими партиями.
Большую часть доморощенной пушнины ООО «Совхоз «Верхне-Пуровский» продает в Екатеринбург, Тюмень, Москву, Салехард и Новый Уренгой. Товар расходится не особо бойко, с прошлого года еще остались небольшие запасы. Между тем, в хозяйстве уже забили очередную партию соболей – 1900 штук и сейчас заняты обработкой этих шкур.
За 11 лет на звероферме «Верхне-Пуровского» сформировалось выносливое к суровым условиям стадо.
– По идее, это порода «Салтыковская-1», только уже закаленная и адаптированная. В 2007 году мы привезли первую партию, и у нас почти половина животных замерзла в домиках. В последующие два года завозили еще. Так и сформировали маточное поголовье. Мех у наших соболей отличается высоким качеством – из-за холодов он стал теплее, чем у основателей породы, – резюмировал Надир Гаджиев.