Агропром
Заготовители оленины считают тонны и рубли
В кампанию 2016–2017 года в Тазовском районе прибавилось оленеводов, сдающих мясо. При этом расположенный в Антипаюте агрокомплекс животных принимал до начала февраля. Однако заявленный план всё равно не выполнил.
ХУДОЙ РОГАЧ ПЛАН НЕ СДЕЛАЕТ
Начав кампанию 8 ноября прошлого года, антипаютинцы работали в усиленном режиме. Снарядили бригаду заготовителей, которые разъезжали по находкинской тундре, помогали оленеводам-частникам формировать и перегонять стада на убой.
– Мы впервые использовали такой подход и не ошиблись, – поведал директор ООО «Агрокомплекс «Тазовский» Степан Вануйто. – А раньше ждали, когда кочевники сами приведут к нам стада. Но ведь многим из них нужна помощь, хотя бы чтобы оленей собрать…
К слову, благодаря стараниям заготовителей, в эту кампанию мясо на комплекс поставили 130 частников. Тогда как годом ранее их было 75 человек. Причем жители тундры сдали около 70 процентов всей продукции. Остальную часть – «Совхоз «Антипаютинский» и одна община.
Более того, если в прошлую кампанию здесь забили 6 тысяч рогачей, то нынче эта отметка перевалила за 10 тысяч животных.
Но даже столь радикальные меры не помогли «Агрокомплексу «Тазовский» выполнить план.
– Мы получили 372 тонны мяса, а по плану надо было 450 тонн, – сообщил аграрий. – Причины прозаичны: после жаркого лета 2016 года олень так и не откормился, «похудел» в среднем с 44 до 37 килограммов. Вот почему число не переросло в качество... Практически все, кто собирался сдать рогачей, уже выполнили план. К тому же в январе у нас сильно мело, и некоторые оленеводы не смогли сюда добраться. Последний забой провели 4 февраля. А сейчас стада готовятся к отелу.
По словам Степана Вануйто, большинство поставщиков уже считают вырученные за оленину рубли. Остальные получат всё, что причитается, к концу марта.
– Уже две трети заготовленной продукции распродали. В основном по округу, а также в Тюмень, Челябинск и ХМАО. До конца апреля отправим клиентам остатки, – заявил директор.
БЕЗ СУБСИДИЙ ЦЕНА ПОДСКОЧИЛА
Этой зимой не все аграрии могут похвастать успешной торговлей.
В Надымском районе, который не особо богат на стада рогачей, заготовили 298 тонн стратегического продукта. Основной поставщик – оленеводческое хозяйство ЗАО «Ныдинское».
– Для нас это хороший результат, а вот с продажей не заладилось, – посетовал заместитель директора по производству убойного комплекса ООО «Возрождение» Алексей Бульдяев. – Нынче мы предлагаем дорогое мясо – по 240 рублей за килограмм. Год назад продавали по 190 рублей. Скачок цены временный, из-за преобразований. Но мы вернемся на прежний уровень…
Поясним, в ноябре прошлого года вместо МУП «Надым Агро» в Ныде создали ООО «Возрождение». Из-за переоформления юридического статуса убойного пункта, окружные субсидии на заготовку мяса поступят сюда лишь в очередную заготовительную кампанию. Расходы аграриев слишком высоки. К примеру, электроэнергия в Ныде обходится в 36 рублей за киловатт. Без финансовой поддержки приходится держаться на плаву за счет роста цен.
А еще у ныдинцев появились конкуренты из Красноярского края, предлагающие на рынке олешек по 160 рублей за килограмм. Но есть одно «но». Мясо это в основном диких северных оленей, которых предприимчивые соседи отстреливают и разделывают прямо в тундре. Затраты минимальные, но и на качество продукта гарантий никаких…
И всё же ямальские аграрии надеются найти покупателя. Алексей Бульдяев продолжает:
– На местном рынке продаем, а также в Тюмени и Омске – всё небольшими партиями. Есть планы построить в Надыме цех глубокой переработки, куда также будем поставлять продукцию. В профильном департаменте идею поддерживают и обещают содействие. Округу не хватает собственной тушенки из оленины. Поэтому к нам везут консервы из других регионов. Также собираемся закупить оборудование для производства полуфабрикатов: пельменей, котлет и так далее.
В СУОМИ ЖДУТ ПОСТАВКУ
Тем временем МП «Ямальские олени» в ближайшие два месяца выполнят договор по поставке оленины в Финляндию. Из 500 тонн мяса в феврале и марте отправили 300 тонн.
Как пояснил руководитель предприятия Евгений Мальцев – оставшуюся часть продукции компании «POLARICA OY» переправят в два приема: в марте и апреле. На следующий год экспортный договор собираются продлить.
Что касается забойки, то ее на предприятии завершили еще в январе, выдав на гора 1160 тонн мяса от запланированных 1100 тонн.
– Убойные пункты в Сеяхе и Юрибее готовим к консервации, а в Яр-Сале ждем на днях последнее стадо – голов двести, – рассказал переработчик. – Оленеводы-частники из Приуральского района попросили принять… После них уже больше никто не придет…
Кстати, вопрос своевременных расчетов с оленеводами здесь решен уже давно. Перед началом очередной кампании, предприятие кредитуется в банке. Заемными деньгами сразу же расплачивается с поставщиками. А, получив от округа субсидию на мясо, отдает эти средства за кредит.
С продажей продукции раскрученный Ямальский бренд тоже проблем не испытывает.
– На российских рынках ситуация такова, что мяса стало меньше. Многие экспортеры ушли. Поэтому российский рынок требует постоянного обновления. К нам приходит много заявок из Москвы, Дальнего Востока, Тюмени. И мы с успехом это мясо реализуем, – резюмировал Евгений Мальцев.
Мнение
ТУНДРОВИКИ НЕ ДАЮТ ПАСТБИЩАМ ОТДОХНУТЬ
Проблему нехватки пастбищ можно решать, соблюдая их правильный оборот.
Так считает представитель губернатора ЯНАО в Тазовском районе Леонид Худи. По его словам, раньше тундровики специально три-четыре года обходили использованные участки, чтоб пастбище могло отдохнуть.
– Но сейчас число владельцев оленей растет, – отметил он. – На одном участке могут находиться три-четыре хозяина, которые часто не могут согласовать между собой маршруты каслания. Нередко оленеводы останавливаются на одних и тех же землях – поближе к факториям и поселениям, притом, что очень большие площади, расположенные подальше, пустуют.
Как считает собеседник, рационально пользоваться пастбищами поможет разрабатываемая в округе «дорожная карта». В частности, предполагается обощить маршруты касланий, это поможет отслеживать и распределять передвижение домашних стад.
Также Леонид Худи считает, что продление сроков забойной кампании экономически оправдано.
По его словам, в этом заинтересованы сами оленеводы. Когда забойка длилась два, максимум три месяца, стихийно создавалась очередность. И не все желающие успевали сдать мясо. Сейчас возможности для этого увеличились.