Деловой мир
Окраины Надыма засеют голубикой и морошкой
Это произойдёт, если найдётся инвестор, который вложит 250 миллионов рублей в продбезопасность.
«Приручить» дикую северную ягоду – бруснику, морошку, голубику и клюкву – надумал надымчанин Андрей Жарков. Его проект культурного производства дикоросов стал самым дорогим среди инвестиционных задумок, представленных кадровым резервом районной администрации.
На ягодную «фазенду» нужны серьезные капвложения – примерно 250 миллионов рублей, подходящих «посевных» площадей возле города достаточно, почти шесть тысяч гектаров, а также сельхозтехника. Получить прибыль от промышленного производства энтузиаст планирует на четвертый год, но эффект – а речь идет об укреплении продовольственной безопасности – того стоит, уверен молодой человек. В перспективе Андрей Жарков считает возможным заполнить большую часть отечественного рынка, которые сейчас на ¾ доли «закрывают» продукцией из Чили, Перу и Марокко, и превратить северную ягоду в продукт национальной гордости.
ОТХОДЫ ДЛЯ ДОРОЖЕК И КРЫШ
Находить коммерческий интерес буквально под ногами умеет и Марина Липская. За плечами девушки – Тюменский госуниверситет, по специальности «Экономика и малое предпринимательство».
– Нынешним летом в городе заработает новый мусоросортировочный комплекс, в связи с этим у меня и родилась идея: производить из полимерных отходов (среди ТБО их немало, песка и красителей), полимерпесчаную плитку. Она долговечна, не боится мороза, не скользит и стоит гораздо дешевле традиционных материалов для дорожной одежды! Сфера ее применения – любые тротуары и пешеходные зоны. Полимерпесчаная смесь столь же успешно используется в производстве черепицы. Рынком сбыта стройматериалов может стать не только Надымский район, но и другие муниципалитеты Ямала, соседние регионы, – объяснила она.
Вложений потребуется немного, примерно десять миллионов рублей на оборудование (бетономешалка, плавильно-нагревательный агрегат, формовочный пресс, производственный ангар) и материалы. Необходимый штат – 14 сотрудников, которые будут заняты посменно. Источником средств Марина назвала НКО «Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства ЯНАО».
Представителям расширенной экспертной комиссии, в состав которой вошли руководители и специалисты различных сфер, идея с плиткой сразу понравилась, эксперты сделали ряд дополнений. Например, посоветовали использовать для производства собственный песок из взятого в аренду карьера – это дешевле, чем покупать его у сторонней организации, а для размещения производства использовать один из пустых ангаров, имеющихся в городе. Глава района Леонид Дяченко предложил девушке внести в проект переработку отслуживших срок резиновых покрышек: в Надыме их в избытке.
ХОСТЕЛ: КВАРТИРА И ТРИ СОТРУДНИКА
Не только производственная, но и сервисная сфера рассматривается резервистами как коммерчески привлекательная.
Например, Александр Шулепов предложил обустроить на окраине города площадки «выходного дня». Летнему Надыму их давно не хватает – зоны отдыха в лесах появляются зачастую стихийно, не убираются. По подсчетам молодого человека, территории с беседками, удобными мангальными зонами, мусорными контейнерами и спортивными площадками, а также их содержание обойдутся в 1,2 миллиона рублей.
Еще один проект – открытие хостела «Надымчанка» на 15–20 гостей – был признан готовой бизнес-идеей. Ее автор Ольга Сапожникова считает, что гостиница окупит себя уже на второй год работы, став источником постоянного дохода даже в том случае, если стоимость койко-места не будет превышать 500 рублей. Для успешного функционирования хостела потребуется лишь три человека обслуживающего персонала и квартира из муниципального фонда.
ВЫГОДА ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ПАТРИОТОВ
Леонид Дяченко, глава Надымского района:
– Мы с нашими резервистами заглянули в будущее на несколько лет вперед и представили, что можно создать! Ранее в районе такие идеи не были реализованы. И пусть у нас возникали дополнения и вопросы к их проектам, главное, что у нас есть специалисты, способные генерировать подобные идеи.
Что касается реализации, у нас достаточно административных ресурсов, чтобы привлечь к сотрудничеству предпринимателей. Ведь муниципалитет не должен сам заниматься производством плитки или организацией работы хостела. Мы должны отдать это частнику. Может быть, помочь с предоставлением помещения, приобретением оборудования. И я думаю, интерес будет! Ведь зачастую наши бизнесмены – не только производственники, но и искренние патриоты, заинтересованные в развитии района. Что же касается резервистов, то защита проектов – это их вклад в дальнейший профессиональный и карьерный рост.