Почему ямальские производители не хотят дружить с ретейлом | «Красный Север»
0°C

Деловой мир

Почему ямальские производители не хотят дружить с ретейлом

Супермаркеты федеральных сетей распространяются на юге Ямала почти так же быстро, как на «земле».


В Ноябрьске только на улице Советской, протяженность которой около трех километров, расположились девять «гигантов»: по две «Монетки», «Пятёрочки», «Магнита» и «К&Б» плюс один «Райт». Местные магазинчики не выдерживают такого напора…

– Нас в городе осталось очень мало, – рассказывает владелица небольшой точки Наталья Миллер. – Я не против здоровой конкуренции, но нам не удержать диктуемые сетевиками цены – у нас закупочные цены такие, как у них розничные… Экономим на всём.

Наталья пашет за троих. Сама и бухгалтер, и продавец, и уборщик помещений – не хватает средств нанять достаточное количество работников. После оплаты коммуналки, аренды и налогов остаются копейки.

– Лет двадцать назад, когда мы только начинали бизнес, нам говорили чиновники: «Зачем вы открываетесь, по нормам на 10 тысяч населения достаточно одного магазина…» А теперь что? Чуть ли не в каждом дворе сетевой магазин. И пускают же их в город!

КАК ГОЛОСУЮТ НОГАМИ

На карте 2-ГИС Ноябрьска, города со 100-тысячным населением, отмечено примерно 25 точек федеральных ретейлеров, это без сети «Красное&Белое», у которой  около десятка магазинов. 


Торговых площадей всё больше, но потребители, которые голосуют ногами, по-прежнему недовольны…



– Качественные продукты в нашем городе – это дефицит, – говорит Евгения Лутак. – И всё равно где вы покупаете: в гипермаркете или маленьком магазинчике в подвале дома. Разница только в цене и разнообразии. Поэтому многие идут к сетевикам, там хотя бы дешевле. За вкусными полуфабрикатами – к местным производителям, да, дорого, но стоит того. Если мороз, или на работе устал, то к дому поближе. За стратегическими запасами – по выходным в рознично-оптовые точки.

Да, продукцию доморощенных производителей часто хвалят. На ярмарках и выставках ямальские пельмешки, манты и чебуреки, приготовленные из парного мяса без лишних добавок и субпродуктов, разлетаются как горячие пирожки. Та же история с овощами и молочкой от местных фермеров. Чтобы развиваться, им нужны точки сбыта. Но ретейлеры в качестве партнеров себя не оправдывают.

БЕЗ РАЗНИЦЫ, ЧТО ВЫ В ПЕЛЬМЕНИ ЗАВЕРНЁТЕ

Эльмира Ходжибаева из Муравленко производит полуфабрикаты, ее продукцию знают на Ямале и за его пределами. Женщина дорожит репутацией, гарантирует качество продукции и готова сотрудничать с кем угодно. Но…

– Я пыталась договориться с сетевиками о сбыте продукции, – рассказывает Эльмира Рашидовна. – Связывалась с «Магнитом», «Пятёрочкой», «Райтом», «Монеткой», где-то удавалось поговорить с менеджерами, где-то от переговоров уходили. В одном из головных офисов мне открытым текстом сказали: «Чтобы ваши пельмени продавались у нас хотя бы по 300 рублей, мы должны принимать их по 100. А при расценках, с которыми вы хотите зайти – это 250 рублей, ваши пельмени у нас будут стоить 500 и больше, покупать их никто не станет. Удешевляйте продукцию – нам без разницы, что вы туда завернете».

Я побывала на одном «мастер-классе» в Екатеринбурге, где нас научили делать пельмени себестоимостью 48 рублей…

Теперь окончательно оставила попытки наладить партнерские отношения с торговыми сетями, решила, как и раньше, работать только с маленькими магазинами. Но они уходят с рынка один за другим. В Муравленко за два последних года закрылись девять точек, которые брали на реализацию местную продукцию. Попыталась открыть филиал своего цеха в Екатеринбурге – закрыла через пять месяцев: из 54 партнеров осталось лишь 18… – сетует Эльмира Ходжибаева.

ЦЕНА КОМПРОМИССА 

Игорь Козаков, предприниматель из Ноябрьска, с сетевиками работать не хочет, но и бороться с ними не видит нужды.

– Соседство с большими магазинами может быть даже на руку. Они привлекают покупателей дешевизной, но качество товара многих не устраивает, и люди идут к нам. Мы производим полуфабрикаты – пельмени, чебуреки, для фарша используем только парное мясо. Говядину покупаем на подсобном хозяйстве, свинину тоже берем у местных поставщиков сразу после забоя.

В ближайшем будущем планируем открыть птицефабрику, недавно выиграли муниципальный грант на эти цели, сейчас ведем строительство. Скоро начнем разводить бройлеров и несушек. Продукцию будем реализовывать и оптом, и в розницу. Вообще, если местные предприниматели научатся эффективно взаимодействовать, мы без особого труда сможем конкурировать с крупными торговыми сетями. Наш конек – качество продукции! – уверен фермер.

НЕ ПУСКАТЬ?

Согласно опросу, в котором участвовало около 500 ноябрян, почти 75% респондентов предпочитают делать покупки в сетевых магазинах. Ретейлеры контролируют большую часть регионального рынка, собирая внушительную долю доходов ямальцев. Но местной продукции «пробиться» на их полки пока трудно.

Отношения с «гигантами» могут пойти и по другому пути. Торгово-промышленная палата страны, как писала «Российская газета», предложила ограничить присутствие крупных торговых сетей в небольших населенных пунктах. По словам вице-президента палаты Елены Дыбовой, из-за появления федерального ретейлера закрываются по 20–30 торговых точек и локальных производств.  


Если Минпромторг внемлет обращению, федеральным сетевикам запретят вхождение в населенные пункты, где проживает менее 100 тысяч человек. 



А пока местному бизнесу остается учиться выживать. Возможно однажды они всё-таки смогут договориться – в некоторых регионах сетевики дают поблажки при субаренде, открывают фермерские дворики. 


0

0

0

0

0

0



Темы