Деловой мир
В глубинке закрываются пекарни
Хлебопёков душит «коммуналка». Но за неё не платят – зарплата важнее. А потом ничего не остаётся… Почему так, разбирался «КС».
Жители Катравожа, что в 40 километрах от Салехарда, больше других радовались, когда на реке ушел лед: в поселок начали регулярно завозить хлеб. Поселение отрезано рекой, поэтому во время распутицы сельчане вынуждены заготавливать главный продукт впрок.
– Зимой мы покупали побольше булок и замораживали на случай сильного бурана, когда невозможно привезти хлеб из города. Иногда в магазине покупали уже мороженым. Потом разогреешь – и можно есть, – рассказал «КС» местный житель Андрей Хатанзеев.
Пекарню в Катравоже закрыли в ноябре. «Ямалкоммунэнерго» за долги отключили ее от коммунальных ресурсов. С тех пор здание пустует, оборудование простаивает – местные предприниматели считают аренду невыгодной. Такая же ситуация еще в одном приуральском селе – Зелёном Яре. Почему? Ведь из окружного бюджета хлебопекам дают субсидии на покупку муки, энергозатраты и доставку продукции в магазины.
– Эта форма поддержки по постановлению регионального правительства распространяется только на отдаленные поселения, – поясняет первый замдиректора департамента АПК, торговли и продовольствия Андрей Рубашин. – Субсидирование рассчитывается по специальной методике и в некоторых населенных пунктах доходит до ста процентов. На эти цели предусмотрено более 66 миллионов рублей до конца года.
ГУБЕРНАТОР ДАЛ ПОРУЧЕНИЕ
К самым отдаленным относятся на Ямале 68 поселений, хлеб выпекают в 28-ми силами потребкооперации и частного бизнеса. В небольших поселках пекарни работают на 10–15 процентов мощности, производя от 50 до 200 булок в смену. Выпекать больше можно, но бессмысленно – не раскупят. В итоге предприятия терпят убытки. Денег от реализации не хватает даже на зарплату, поэтому эти первоочередные расходы «закрывают» средствами, полученными из бюджета на оплату «коммуналки». Задолженность за ресурсы копится... В прошлом году коммунальщики отключали за долги пекарни в Новом Порту, Ныде, Мужах, Горках, Шурышкарах и Питляре.
О проблеме пекарен в Приуральском районе в мае рассказал губернатору на личном приеме предприниматель Сергей Алёшин. Он предложил в малонаселенных и отдаленных поселках предусмотреть дополнительную компенсацию зарплаты пекарей в размере минимальной оплаты труда, установленной в регионе.
Дмитрий Кобылкин поблагодарил за поднятую проблему, подчеркнув, что какими бы ни были затраты, хлебопекарни в населенных пунктах должны работать. И поручил ответственным лицам изучить этот вопрос.
В профильном департаменте собирают информацию о населенных пунктах, где нет условий для выпечки хлеба, а его доставка затруднительна.
– Проанализировав ситуацию, посчитаем, какой размер финансирования необходим для поддержки производителей в этих поселениях, – сообщил Андрей Рубашин на заседании профильного комитета ямальского парламента, где обсуждали хлебный вопрос. – И для исключительных случаев внесем изменения в методику расчетов субсидирования.
СЕЛЬЧАНЕ ПРИВЫКАЮТ К МОРОЖЕНОМУ ХЛЕБУ
Чиновникам отвели на корректировки время до конца 2017 года. Но глава комитета Марат Абдрахманов попросил поторопиться, чтобы при необходимости предусмотреть дополнительную поддержку хлебопеков в бюджете следующего года.
– Даже если мы купим муку, оплатим транспортные расходы, всё равно производство будет убыточным. Может быть, есть смысл устанавливать в таких поселениях мини-пекарни? Привозной хлеб – это совсем другое, не всегда есть возможность доставить. Как бы ни было: у нас хлеб – всему голова. Пусть мы понесем дополнительные расходы, но мы должны обеспечить население социально важным продуктом. Сейчас депутаты будут ездить по населенным пунктам, нужно обратить внимание на эту проблему. Может быть, внести этот вопрос в народную программу? – предлагает депутат.
За пять месяцев с начала года хлебопеки получили субсидий на девять миллионов рублей, в прошлом году было двенадцать. Уже сократили объем деятельности Мужевское, Приуральское, Се-яхинское, Ныдинское, Антипаютинское и Горковское потребобщества.
Пока власти ломают голову над хлебным вопросом, некоторые предприниматели пользуются другим видом поддержки – субсидированием доставки хлеба в малые поселения, где нет пекарен. Жители Катравожа уже привыкли к привозной выпечке и даже видят в этом плюсы.
– Раньше были перебои – в пекарне то электричество отрубят, то оборудование сломается. Да и продавали хлеб только в одном месте, на другом конце поселка, – говорит Андрей Хатанзеев. – Сейчас хлебом торгуют четыре магазина, булка стоит 35–40 рублей. Кое-кто печет для себя сам. Так что проблем нет.
Комментарии
ИЗ-ЗА УБЫТКОВ КРЕДИТОВ НЕ ДАЮТ
Александр Бородин, председатель Ямалпотребсоюза:
– Невзирая на субсидирование, себестоимость хлеба ежегодно растет, прежде всего из-за непомерных коммунальных тарифов, которые в производстве составляют до 30 процентов всех затрат. Особенно сложно пекарням, где выпекают менее ста килограммов. Поэтому мы и предлагаем поддержать производителей хлеба в малых и отдаленных населенных пунктах.
В Шурышкарском районе нашли такую возможность. В Катравоже нам отказали возместить долги по коммунальным услугам. Взять займ мы не могли, потому что убыточный вид деятельности не дает возможности обращаться в кредитные организации. К сожалению, уйти проще, пекарня и оборудование простаивают. Такая же ситуация в Зелёном Яре и в Пельвоже.
ВЫПЕЧКОЙ В СЕЛЕ ЗАНИМАТЬСЯ НЕВЫГОДНО
Владимир Друшляк, предприниматель:
– Я был вынужден закрыть пекарню в Катравоже. В день мы выпекали примерно двести буханок, в том числе для интерната. Выручка мизерная, а затрат много. Заработная плата, расходные материалы, неподъемная «коммуналка» – ведь помимо электроэнергии, которую субсидирует округ, нужно оплачивать тепло и воду.
Вторая проблема – кадры. Среди местного населения пекарей нет, а для того, чтобы пригласить людей со стороны, я должен обеспечить их жильем и достойной зарплатой. Кроме того, помещение старое, оборудование – тоже. Кто захочет там работать? Пекарня стоит с осени, но никто не подхватил дело, потому что выпечкой хлеба в селе заниматься невыгодно.