обновлено: 11:56, 18 июля 2023
Экология
Заселят ли Ямал холодостойкие слоны? В парке «Ингилор» стало больше животных из плейстоцена
Новички парка «Ингилор». Спустя тысячи лет на Ямале появились бизоны
С датской фермы на ямальские просторы — такой путь проделали 12 степных бизонов, которых на днях привезли в природный парк «Ингилор». Эти животные впервые поселились на Ямале, с момента, когда их далекие предки, канули в катаклизме Ледникового периода. Новосёлы будут жить бок о бок с находящимися в парке сотней овцебыков.
Кормов достаточно, морозов не боятся
Древнейшие травоядные пополнят биологическое разнообразие ямальской фауны.
Об этом «Красному Северу» сообщил руководитель «Плейстоценового парка» в Якутии, ученый-эколог Никита Зимов. Эта некоммерческая организация, осуществляя совместный климатический проект с фондом Андрея Мельниченко, и доставила необычных питомцев на Ямал.
«Это схожие виды бизонов с теми, которые обитали на Ямале 15 тысяч лет назад, — поведал специалист. — В нашем якутском парке мы их разводим уже четвертый год и все особи отлично прижились. Для ЯНАО закупили молодых животных в Дании — перевозка шла через Венгрию, Смоленск, Новосибирск и дальше на Север. Это гораздо дешевле, чем закупать их на исторической родине — в США. Там, кстати, живут два родственных подвида — степной и лесной бизоны».
При этом, как выяснил «КС», датская ферма, где закупили бизонов для округа, специализируется на аграрном туризме. В ней посетителям проводят платные экскурсии к обитателям в вольерах, отгороженным от людей забором. Желающие могут даже «усыновить» бизона или стать его другом и помогать оплачивать корма.
Кроме того, при ферме работает ресторан, где из свежего мяса этих животных предлагаются стейки, рагу и бутерброды.
На Ямале на бизонов в этом качестве не смотрят; главная задача — обогатить ими экосистему региона, вернув на историческое место обитания.
Важно, что эти млекопитающие, по словам Никиты Зимова, прекрасно себя чувствуют даже в самые сильные морозы.
Например, те особи, которых первыми завезли в Якутию, зимой при температуре воздуха ниже минус 50 градусов так ни разу и не зашли в загон, предусмотрительно установленный для них сотрудниками парка.
«На Ямале кормовой базы для бизонов вполне достаточно, в перспективе их можно выпустить из «Ингилора» в дикую природу, где они смогут найти себе новые места обитания», — уверен собеседник.
Обратно в республику Саха якутские ученые повезут из «Ингилора» 14 особей овцебыков.
Из слонов пытаются сделать мамонтов
Энтузиасты, создавшие плейстоценовый парк в Якутии и передавшие Ямалу первую партию бизонов, намерены воссоздать в Арктике высокопродуктивную пастбищную экосистему.
Известно, что в этом обширном регионе в позднем плейстоцене существовала экосистема «мамонтовых степей», простиравшаяся от современных территорий Испании и Канады до Новосибирских островов и Китая.
Бизоны и овцебыки — некогда бродившие здесь в изобилии, и по сей день одни из важнейших представителей арктического животного мира. Только в наши дни их популяции слишком немногочисленные.
Кроме того, есть попытки возродить и ушедших в историю мамонтов.
«Сейчас группа ученых в Гарвардском университете пытается клонировать мамонтов, — пояснил Никита Зимов. — Но, по сути, они создают холодостойкого слона, то есть модифицируют гены современных слонов, чтобы сделать их шерстистыми и устойчивыми к морозам. Клонированием мамонтов сейчас особенно плотно занимаются в Японии и Южной Корее. Но пока их специалисты не могут найти хорошо сохранившуюся ДНК этого животного, чтобы развить проект».
Ямальская долина Серенгети
Специалисты сходятся во мнении, что в доледниковый период территория Ямала представляла собой поистине райское местечко для множества животных. Речь идет о периоде, уходящем в историю примерно на 15-20 тысяч лет назад.
Правда, и в те далекие времена деревьев здесь росло не так уж много, скорее местность напоминала африканскую саванну.
Зато была большая плотность — в десятки особей на один квадратный километр — крупных травоядных животных — мамонтов, бизонов, гигантских оленей, лошадей, овцебыков, шерстистых носорогов. А из хищников хозяйничали волки и пещерные львы.
«Современная природа в Арктике, как бы кто её сильно не любил, на самом деле очень бедная, — считает ученый из Якутии. — Единственные, кто обитает на этих землях в большом количестве — это комары и мошки. Вы можете проехать сотни километров и не встретить тут никаких крупных травоядных».
Однако, по словам Никиты Зимова, в доледниковый период в Арктике и, в частности, на Ямале, существовала богатейшая экосистема, наподобие той, что в современном мире можно увидеть на африканском континенте — в национальном парке Серенгети в Танзании.
Крупнейший заповедник Африки известен массовыми миграциями животных, включая антилоп, зебр, жирафов, буйволов, львов и гепардов.
Ученый не исключает, что возможно, сейчас мы стоим на пороге возрождения животного мира Арктики. Тем более что климат на планете все больше теплеет.
Яки и зубробизоны в планах
Аналог якутского «Плейстоценового парка» собираются создать и на Ямале, чтобы практически в естественных условиях экспонировать животных, относящихся к этой древней эпохе.
В частности, в «Ингилор» планируется закупить также несколько особей яка с Алтая, якутских лошадей.
Такой информацией поделились с «КС» в окружном департаменте природных ресурсов и экологии, добавив, что работу с бизонами хотят расширить.
«В России имеется опыт создания гибрида степного бизона и зубра, в частности в Кавказском заповеднике, — прокомментировал начальник отдела особо охраняемых природных территорий и мониторинга животного мира Виталий Борисюк. — Этих животных можно выпускать в естественную среду для создания дикой популяции. Если нынешние бизоны хорошо приживутся, мы также планируем создать гибрид — зубробизона, для расселения в дикой природе Ямала».
При этом в профильном департаменте отметили, что при успешном разрастании популяции зубробизонов, на них даже могут разрешить охоту.