0°C
Салехард

?Салехардские лодки летают в патрули

В прошлом году легкая авиация сэкономила округу сотни миллионов рублей.


А этим летом аэродром на окраине окружной столицы порос травой… И обошлось это недешево, рассказал Александр Кашин, учредитель региональной федерации легкой и сверхлегкой авиации «Крылья Арктики».

– Тут было болото, лес стоял. Мы отсыпали поверхность, выравнивали, покупали торф… Это было в прошлом году – планировку и подготовку участка закончили в конце октября. Уже практически зимой делали освещение. В этом году посадили траву. Только на то, чтобы ее засеять, ушло 1,8 миллиона, – говорит основатель федерации.

Ранее «Крылья Арктики» базировались в микрорайоне Удача, сейчас перебрались за микрорайон, еще дальше от города. На участке расположились ангары, административное здание с диспетчерским пунктом, оборудованные сигнальными огнями взлетно-посадочная полоса и вертолетная площадка: в перспективе федерация надеется обзавестись своей винтокрылой машиной. Какой – авиаторы пока не стали раскрывать.

– Сделано немало, но инфраструктура еще не вся готова. Осталось процентов десять – к примеру, отопление, ограждение территории. Были бы дополнительные средства – уже в этом году закончили бы работу. Но заработанные деньги у

ходят на развитие, на зарплаты пилотам и техникам, покупку топлива, запасных частей, – говорит учредитель.

С начала года пилоты федерации – всего их четверо – налетали в ямальском небе чуть больше тысячи часов. Главным образом – в ходе воздушного патрулирования лесов региона. Эта работа и приносит «Крыльям Арктики» основной доход.

– Нынешним летом мы облетали территории Надымского и Ямальского лесничеств. Отработали четко, ни одного сбоя не было. Притом использовать для этой задачи легкую авиацию обходится намного дешевле, – говорит Александр Кашин. – За этот год сумму пока не назову, но в 2016-м, взяв на себя часть задач по мониторингу, мы сэкономили бюджету округа примерно 230 миллионов рублей.

Услуги гидроавиации востребованы и в других сферах, говорит шеф-пилот федерации Владимир Мицык. Транспортная инфраструктура на Ямале развита слабо – зато повсюду есть реки, озера и болота, где могут приземляться воздушные суда «Крыльев Арктики».

– Мы помогаем научным и экологическим экспедициям, летаем по всему округу с учеными, много сотрудничаем, например, с орнитологами. Совершали полеты, например, на острова Белый и Вилькицкого, на Гыданский полуостров, на побережье бываем достаточно часто, – рассказал Владимир Мицык. А в четверг один из наших бортов отправился в полет по договору с Собским рыбоводным заводом.

В распоряжении федерации четыре самолета. Три из них – Л-42М («лодки четырехместные двухдвигательные модернизированные»), универсальные воздушные суда, которые позволяют авиаторам стартовать с любой поверхности: воды, суши, поля с твердым покрытием, и даже снега – просто вместо колес на машины устанавливают лыжи. Чтобы пилоты не растеряли навыков, они должны хотя бы два раза в месяц поднимать машины в воздух: после долгих перерывов, чтобы получить допуск к полетам, им придется заново аттестоваться.

Производитель приспособил самолеты к зимним условиям: установил печки, системы предпускового прогрева двигателя – «вебасто», как в автомобилях, – и подогрев стекол. Завод-изготовитель реагирует на просьбы и рекомендации ямальцев, говорят в федерации, устраняет выявленные недочеты. После такой совместной доработки конструкции, северяне получили возможность эксплуатировать технику круглый год, при практически любой температуре: зимой они выполняли полеты, когда столбик термометра опускался ниже минус сорока.

– Характеристики наших самолетов уникальны, больше таких практически нигде нет. Топлива хватает на десять часов полета на одной заправке. Это 1600–1800 километров в зависимости от условий и от ветра. Поэтому, к примеру, слетать на Белый и вернуться сюда мы можем без дозаправки, – говорит Владимир Мицык.

В этом году федерация приобрела еще один такой самолет.


Детали

КОГДА НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ НАЧНУТ УЧИТЬ АВИАТОРОВ?

Открытие курсов по подготовке пилотов откладывается как минимум до следующего года.

Ранее мы сообщали, что общественники из «Крыльев Арктики» намерены набрать группу учеников. Первые занятия должны были начаться в Салехарде еще весной, но этим планам не суждено было сбыться.

– Мы по-прежнему намерены заниматься обучением, но организовать это совсем непросто. Эта деятельность лицензируется, сертифицируется. Из-за этого многие центры, существовавшие у нас в стране, теперь закрыты, – говорит Владимир Мицык.

Учредитель «Крыльев Арктики» добавляет: подготовка пилотов еще и весьма затратна.

– И специалисты должны быть, и тренажеры, и пилот-инструктор, который может не только преподавать, но и экзаменовать. Всё это дорого. Для примера, подготовить инструктора, как Владимир Иванович – он специально проходил обучение, – стоит примерно 800 тысяч рублей. Но мы не отказываемся от первоначальных планов. Думаю, в 2018 году наберем учеников, – говорит Александр Кашин.

На базе федерации, между тем, уже оборудован учебный кабинет для занятий. Есть и воздушные суда для тренировочных полетов. Федерация приобрела самолет, идеально подходящий для неопытных пилотов. Двухместное воздушное судно «Аэропракт А-22LS» прощает пилоту множество ошибок – это оптимальный самолет для того, чтобы люди почувствовали, что такое небо, говорят собеседники.

Но главный вопрос, который наверняка будет интересовать всех, – цена обучения.

– Думаю, стоимость обучения назначим не выше 600 тысяч, всё же  мы некоммерческая организация, – говорит Александр Кашин.


0

0

0

0

0

0



Темы