Экономика
«Айсберг» заляжет на дно
Арктика – тот же космос, только на глубине. Чтобы раскрыть богатейшие, но труднодоступные кладовые планеты, нужны искусственные острова и подводные лодки, по качеству и надежности не уступающие орбитальным станциям. Насколько быстро погружаются наши инженеры?
Развитие технологий в этом направлении финансируется через Фонд перспективных исследований, рассматривается и подводная, и подледная добыча нефти и газа. В основе – разработки, которые появились в 90-е годы для освоения Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, отмечает Алексей Рахманов, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация».
В Санкт-Петербурге конструкторское бюро «Рубин» с 2015 года сосредоточилось на глубоководных работах, начиная от сейсморазведки и заканчивая транспортировкой. Здесь разработан безлюдный подводный энергетический комплекс «Айсберг» с ядерным реактором и с полным производственным циклом. В федеральных СМИ мозговым центром проекта называют оборонку, а потенциальным спонсором – «нефтянку». Руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко в интервью ТАСС так обозначил перспективы использования: «Это целые подводные города со своим транспортом, энергоснабжением, линиями». Благодаря таким разработкам Россия сможет осваивать Арктику круглый год, работая подо льдом с помощью подводных лодок, которые у нас в стране строить умеют. Донной добыче не страшны атмосферные явления, никакие штормы и льды ее не коснутся. Но требования к надежности глубоководного оборудования предъявляются столь же высокие, как к космической станции.
– Что такое подводный модуль по добыче? Это две с половиной тысячи элементов, которые надо соединить так, чтобы всё работало на протяжении 20 лет без ремонта, без замены, в агрессивной среде, – рассказывает Анатолий Золотухин, научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ им. И. М. Губкина, профессор. – Поверхность контакта «металл – металл» должна быть высококачественной. И никакая песчинка, никакая струйка воды, нефти или газа не проникла в окружающую среду. Иначе экологические последствия будут непоправимы.
«Газпром» и «Роснефть» уже заинтересовались автономными необитаемыми комплексами, которые будут самостоятельно искать, бурить и добывать полезные ископаемые в высоких широтах.
Еще один перспективный, по мнению ученых, способ добычи углеводородов на арктическом шельфе – создание искусственных островов.
– Пока мы идем по пути так называемого хай-тека, так я именую «Приразломную», когда платформу строят на верфи, привозят, устанавливают, вместо того чтобы просто намыть остров в нужном месте. На Аляске такие используются. И нам, наверное, этому вопросу тоже нужно уделить внимание, – считает Василий Богоявленский, член-корреспондент РАН, доктор технических наук.
Напомним, в апреле 2014 года на ледостойкой платформе гравитационного типа «Приразломная», произведенной на заводе «Севмаш» в Северодвинске, добыта первая в стране нефть с арктического шельфа. «Черному золоту» присвоили марку «Арко». Всего в России восемь подобных модулей.
Предполагается эксплуатировать «Приразломную» в течение 36 лет. Все буровые скважины находятся внутри, основание платформы способно защитить их от девятибалльного шторма и двухмет-ровых ледяных торосов.
– Полностью исключается возможность утечки промышленных и санитарных отходов, масел, пластовой воды и прочих вредных веществ, – перечисляет достоинства платформы Алексей Фадеев, начальник управления по обеспечению производства ООО «Газпромнефть-Сахалин». – Для ликвидации потенциальных разливов нефти и ее сбора в ледовых условиях закуплено самое современное оборудование, переоснащены суда сопровождения, организован пункт защиты береговой линии.
Дмитрий Рогозин, вице-премьер Правительства РФ и глава госкомиссии по развитию Арктической зоны РФ, на международном форуме в Архангельске подчеркнул: «Мы в Арктику возвращаемся не на старых технологиях, а с помощью самых современных и экологически выверенных технологий, что крайне важно. Это наш родной дом, и мы просто не имеем права ему вредить».
Детали
ПЕРВЕНЕЦ СОБИРАЕТ ДОБЫЧУ НА 90-МЕТРОВОЙ ГЛУБИНЕ
Технологии подводной добычи применяются более чем на сотне морских месторождений во всём мире.
В нашей стране эффективность подводных модулей доказывал еще корифей отечественного судостроения Николай Кваша. Под его руководством КБ «Лазурит» в 90-е годы разработало подводное буровое судно, главным преимуществом которого Николай Иосифович называл безопасность использования именно в арктических морях. Пока воплотить в жизнь задумки легендарного конструктора не удалось.
– В Норвегии работают подводные добычные комплексы, – отметил Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников РФ. – У нас подобный проект реализуют на сахалинском шельфе.
Да, Киринское месторождение – единственное в стране, где ведут подводную добычу. Агрегат автоматически собирает углеводороды на глубине 90 метров и по морскому трубопроводу отправляет на береговой технологический комплекс. Так как на Сахалине ледовая обстановка схожа с заполярной, этот опыт будет очень полезен в арктических условиях.