Экономика
«Чем проще налогообложение, тем легче контролировать. Не только бизнес»
Статью «Как быстро увеличить бюджет России и доходы населения», опубликованную в «Красном Севере» на прошлой неделе, прокомментировали в организациях, сосредоточенных на развитии бизнеса и предпринимательства.
Напомним, речь шла о том, что налоговая система слишком громоздка и недостаточно эффективна. Денег в бюджете может стать гораздо больше, а налогов – меньше, причем контролировать все это получится проще и меньшими силами. Руководитель ямальской «Ассоциации изобретателей и рационализаторов» Владимир Швецов привел в статье интересную идею реформирования налоговой системы и одновременного увеличения казны вместе с доходами граждан, которая принадлежит иркутскому предпринимателю Игоря Белякову.
В частности, бизнесмен предлагает сократить налогообложение до трех налогов: один старый – на добычу полезных ископаемых, плюс ввести два новых: на биржевую деятельность и сбор с платежной операции (СПО).
Последний – самый важный, потому что касается всех без исключения. Работающий человек ничего не будет платить государству, пока не совершает покупку, к которой добавится всего 2,7% сбора. Пример: через Банк России в прошлом году ежедневно проходило 4734,3 млрд руб, что после расчета процента и умножения на количество банковских дней (без выходных) дает трехкратное увеличение госказны – 45023 млрд рублей в год.
Что думают про подобное сокращение налогов организации, созданные помогать бизнесу?
Любая система будет сопротивляться новому…
– В большинстве случаев, как показывает история, все гениально остается самым простым, – говорит Андрей Колесников, руководитель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия», Ноябрьск. – Обсуждаемая идея выглядит понятной и простой для бизнеса, система ценообразования – прозрачной. Материалы + работа + накладные + налог с платежа = себестоимость. Легко проверить, легко контролировать.
Прежде чем вводить подобные инновации, конечно, нужно проанализировать расчеты, выслушать специалистов, взвесить минусы и плюсы. При этом важно помнить, что любая система, особенно неэффективная, всегда будет сильно сопротивляться нововведениям, придумывать оправдания для самосохранения…
В российском законодательстве периодически вводятся поправки, упрощающие жизнь, есть понимание того, что законы должны помогать развитию. Но на кардинальную реконструкцию пока никто не замахивался.
В стране много неналоговых платежей, угнетающих бизнес
Наталья Логачёва, первый вице-президент ТПП ЯНАО:
– Налоговый кодекс, безусловно, важный документ в правовом поле России, он четко регулирует применение налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и налоговых агентов, штрафы, виды ответственности и прочее. Можно сказать, что НК – это, своего рода, налоговая азбука.
Иначе ситуация обстоит с обязательными неналоговыми платежами: неналоговые платежи не регламентируются единым документом (например, НК РФ), они могут вводиться нормативными актами органов исполнительной власти, в том числе, региональными и местными. Именно такую конструкцию и «самодеятельность» система торгово-промышленных палат России не поддерживает – благодаря ей в стране появилось множество неналоговых платежей, угнетающих бизнес. Система ТПП РФ выступает за установление четких границ полномочий по определению размеров неналоговых платежей органами исполнительной власти, что позволит минимизировать произвольное установление неналоговых платежей и снизит финансовую нагрузку на бизнес. На текущий момент проект федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», содержащий, в том числе, предложения ТПП РФ, внесен Минэкономразвития РФ на рассмотрение в Правительство РФ до июня 2018 г.
Кроме того, по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ при Минэкономразвития РФ создана межведомственная рабочая группа по регулированию количества отчетности, которую сдают предприниматели. По последним подсчетам, в год предприниматели предоставляют до 45 форм документов в различные инстанции. Безусловно, такая «бумажная» нагрузка негативно сказывается на эффективности работы субъектов малого и среднего предпринимательства. ТПП РФ выступает за сокращение такой нагрузки.
Резюмируя, считаю, что кардинальное изменение существующей системы налогов и сборов в стране в ближайшей перспективе представляется пока трудно реализуемым. Но то, что уже сейчас, на данном этапе предлагает система торгово-промышленных палат, выражая мнение крупнейшего бизнес-сообщества России, осуществимо и продиктовано острой необходимостью.