обновлено: 07:22, 18 октября 2023
Экономика
Как и зачем на Ямале доят рыбу
На Собский рыбоводный завод в Харпе привезли щёкура для дойки
Специалисты Собского рыбоводного завода в преддверии будущего сезона запасаются ценным рыбопосадочным материалом. Икра и молоки от диких особей чира (щёкура) в ближайшие несколько дней станут их главной целью. 16 октября на предприятие в Харпе прибыла очередная партия — около 100 самок ценной рыбы рода сиговых.
Поймали в Соби — посадили в бассейн
Диких претендентов на сцеживание икры и молоки вылавливают на реке Собь, в 60 километрах от поселка, где находится база с садковыми линиями. Охота идет неводами. Для нежной рыбы это наиболее быстрый и безопасный способ.
Накануне отсюда на катере в герметичной емкости доставили около 20 женских и 80 мужских особей.
По словам главного рыбовода СРЗ Сергея Глухова, двух сотен рыбин хватит, чтобы получить примерно два миллиона оплодотворенных икринок.
Всех новичков временно разместили в бассейнах, куда напрямую поступает вода из Соби.
«В искусственных резервуарах нашим гостям необходимо «дозреть», точнее, их икре и молоке, — пояснил ихтиолог. — Физиология чира и муксуна такова, что окончательное созревание происходит, когда температура в реке опустится ниже двух градусов Цельсия. Сейчас она чуть выше трёх градусов. Как только вода похолодает примерно еще на один градус, можно проводить сцеживание. На ожидание подходящих условий может уйти от одного-двух дней до недели».
Когда сбор завершится, рыб-производителей вернут в реку.
Причем все это время «временных жильцов» совсем не кормят — в период созревания икры они находятся на жесткой диете. И в естественной среде сами отказываются от поиска корма. Лишь после того как отмечут икру, возвращаются к привычному режиму питания.
В ямальских реках и озерах чир достигает половой зрелости в 5—7 лет, а муксун — в 6—8 лет. Однако при искусственном содержании оба эти вида взрослеют гораздо раньше и могут начать давать икру уже в возрасте четырех лет.
Брюшко мягкое или твёрдое
Ещё одна специфичная задача — отличить самку от самца. Со стопроцентной точностью это могут сделать только опытные работники завода.
К примеру, рыбовод Диляра Маматова сообщила «Красному Северу», что в основном пол определяется по брюшку — у самки оно мягкое и округлое, а у самцов — твердое и продолговатое. Также на голове у самцов чаще всего имеются светлые пятнышки, а у самок их нет.
На практике же, дилетанту, например, журналисту, очень непросто увидеть столь неочевидную разницу между особями.
«Рыбы не умеют разговаривать, но в первые часы после привозки они довольно сильно напуганы, это видно по их поведению — часто высовывают голову из воды, быстро перемещаются по бассейну. Но потом, понимая, что опасность им не грозит, они успокаиваются», — раскрыла девушка особенности поведения подопечных.
До полугода в аппаратах Вейса
Собранный биоматериал рыбоводы оплодотворяют вручную, аккуратно перемешивая икру и молоки в небольших металлических тазиках.
Ценную смесь размещают в инкубационном цехе, в аппаратах Вейса.
Здесь икринки оставляют при определённой температуре и влажности под круглосуточным наблюдением.
«От момента сбора до выклева личинок проходит около шести месяцев. В начале апреля мы ожидаем первых личинок. Новорожденным малькам почти каждый час дают ценный корм — рачков артемии. Затем добавят и сухие корма. До середины июля из них будет формироваться молодь — это мальки навеской от 1,5 граммов и выше, которых мы в 2024 году выпустим в свободное плавание».
Собский рыбоводный завод ежегодно обеспечивает собственные потребности в икре чира, отлавливая рыб-производителей. Это уже седьмой, с момента открытия предприятия, сбор рыбопосадочного материала.
Также вскоре в четвертый раз подряд рыбоводы из Харпа займутся сцеживанием икры от муксуна, которого содержится ремонтно-маточном стаде СРЗ.
Всего же в этом году ямальцы выпустили в северные реки и озера 12 млн мальков муксуна и 4 млн — чира.